Главная » Подвиг Солдата » Т » Текутьева Виктория Ивановна » «Мне письма рассказали»

МАОУ Центр образования № 47

Исследовательская работа

«Мне письма рассказали»

 

История увековечения памяти воина

Текутьевой Виктории Ивановны

 

Автор: Аксенов Никита Александрович, 7В класс

Руководитель: Аксенова Виктория Александровна,

учитель информатики.

 

Иркутск, 2018.

 

 

Введение.

 

Для нашей семьи, как и для многих других семей, день 9 Мая – особый праздник. Как поётся в известной песне «Праздник со слезами на глазах». Семья моей бабушки принимала активное участие в борьбе с фашизмом: воевали на фронте, работали в госпиталях, трудились на заводах и фабриках. За четыре года войны люди пережили многое, но смогли победить, т.к. на первое место ставили интересы нашей Родины! Годы идут, в живых остается всё меньше ветеранов… Цель нашего поколения – передавать своим детям и внукам память о подвиге нашего народа и стать достойной сменой, готовой в любое время встать на защиту нашей страны.

Наша исследовательская работа посвящена военному подвигу и истории увековечения памяти моей прабабушки – гвардии старшего сержанта Текутьевой Виктории Ивановны, служившей стрелком-радистом в 122-й гвардейском бомбардировочном Гомельском Краснознаменном ордена Суворова авиационном полку, совершившей за время службы 25 успешных боевых вылетов.

Цель работы – увековечить память Текутьевой В.И., погибшей в боях над Восточной Пруссией в марте 1945 года.

Задачи:

  • изучить семейный архив;
  • изучить информацию из дополнительных источников, обратившись к различным информационным сайтам;
  • познакомиться с законодательством РФ в области увековечения памяти воинов, погибших при защите Родины;
  • проанализировать переписку по вопросу увековечения памяти.

 

Глава 1. «Письмо из Симферополя».

 

В преддверии очередной годовщины со дня Победы нашего народа в ВОВ, 2 мая 2010 года, наша семья получила письмо из г. Симферополь от племянницы моей прабабушки – Коханович Ольги Михайловны. Её родители работали в эвакогоспитале и к концу войны оказались в Крыму, где семья и осталась на постоянное место жительство. Разбирая семейный архив, она нашла очень трогательные письма с фронта от Виктории Ивановны.

В своем письме Ольга Михайловна рассказала нам, что в январе 1945 года Виктория Ивановна получила от командования отпуск за боевой вылет (22.12.1944г.), в котором она спасла жизнь своего экипажа и была ранена. За этот вылет она была награждена орденом Славы III степени.

В отпуск Виктория Ивановна приехала в г. Тулун Иркутской области, где на то время жила её мама и находился эвакогоспиталь, в котором начмедом работал муж её сестры. Всей семьёй они уговаривали Викторию остаться в тылу, но она не согласилась и после отпуска вернулась в свой полк. 12.03.1945 от неё пришло письмо, в котором она рассказала, как добиралась до своих на крышах вагонов и как бережно хранила 3 литра спирта, которые везла в качестве драгоценного подарка летчикам. А 18.03.1945 года Виктория Ивановна погибла во время очередного боевого вылета.

Семья получила похоронку, а позже пришло письмо от подруги Виктории – Политовой Идеи, которая служила с ней в одном полку. В письме она рассказала о произошедшем:

«Дорогая милая Рая! 20 июня Вот уже три месяца прошло как нет со мной Витьки. Погибла она. 18 марта юго-западнее Кенисберга около станции Людвич-Сорт похоронили ее пехотинцы. Не писала я долго никому. Все была надежда, а вдруг… Но в конце апреля проходили мимо нас пехотная часть и один красноармеец забежал и рассказал нам все. Ждать теперь уже нечего.

Так не повезло их экипажу. Ведь в отпуск их отпустили после большой переделки. Съездили и на первом же вылете сбили в воздушном бою. Из экипажа уцелел штурман. Рассказывает, что Витя, отстреливалась все-время, разговаривала, корректировала огонь, а потом замолчала и на команду прыгать после того, как самолет стал неуправляемым не ответила. По всей вероятности, ее или убило, или тяжело ранило еще в воздухе.

Вот и все, что мне самой известно. Остались мне в память о ней, ее записные книжки с расписанием занятий в институте, со списками ваших волейбольных команд, с ее любимыми стихами. И больше нет ничего.

Ну пока Рая!

Жду не дождусь демобилизации надоело все ужасно. Успеть бы в этом году на учебу. Эх, сколько планов было у нас на послевоенное время. Как было б хорошо опять вдвоем.

Полевая почта 21868 А Пелитовой И.»

Ольга Михайловна мечтала съездить на могилу Виктории Ивановны, но по состоянию здоровья не могла покинуть Симферополь, да и где именно захоронена Виктория Ивановна, никто не знал. В семейных архивах местом захоронения числилась станция Людвиг-Сорт, ныне г. Ладушкин (Калининградская область). Но ни одного документа, подтверждающего эти данные у нас, к сожалению, не было. Моя тетя написала письмо в Калининградскую региональную историко-патриотическую общественную организацию «Поиск», с просьбой помочь с определением места захоронения, они ответили, что лучше обратиться к калининградцам, т.к. там после войны все названия населённых пунктов поменяли. Особо помогать данная организация не спешила, и на наше следующее письмо никто не ответил. Поиски приостановились. Мне в это время было всего 6 лет и, конечно, я ничего не знал ни о письмах, ни о самой истории.

 

Глава 2. «Развитие событий».

 

Когда я учился в 3 классе, нам задали составить родословную своей семьи. Мы с бабушкой и тетей подняли архивы и вновь натолкнулись на письмо из Симферополя. Моя тетя позвонила Ольге Михайловне, они долго разговаривали о Виктории Ивановне. Ольга Михайловна к тому времени была уже на пенсии, то самостоятельно передать архивные материалы через интернет не могла и пообещала, что попросит кого-нибудь переслать нам в Иркутск копии писем с фронта и других архивных документов. Мы ждали несколько дней, но информация не пришла, звонили по телефону, но, к сожалению, безрезультатно. Вот уже 3 года мы пытаемся связаться с Ольгой Михайловной, но телефон не отвечает, а других родственников в тех краях у нас нет.

Мы решили не отчаиваться и сами разузнать больше об истории военного времени Виктории Ивановны. После указа Президента Российской Федерации от 22.01.2006 г. № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», был создан общественный компьютерный банк данных с информацией о защитниках отечества. Стали активно создаваться веб-сайты, помогающие жителям нашей страны в поисках информации о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ.

Мы обратились к веб-сайтам «Подвиг народа», «Мемориал», «Авиаторы Второй Мировой», «Книга памяти Калининградской области».

На сайте «Мемориал» нашли листок убытия: В листке убытия место захоронения не значится, но есть информация о том, что 31.03.1945 получены документы от в/ч 51286, которые были подобраны на станции Людвиг-Сорт (город Ладушкин).

На сайте «Книга памяти Калининградской области» появилась информация с данными о месте захоронения: Захоронение: 39-14, Увековечен: Да, Фамилия: Текутьева, Имя: Виктория, Отчество: Ивановна, Место и год призыва: Республика: Российская СФСР, Область: Иркутская, Город: Томск.

В семейных архивах хранится информация о том, что после падения самолета Виктория Ивановна оставалась рядом с горящей машиной и была захоронена проходившими позже пехотинцами. И, наконец-то, узнали и место захоронения – 39-14 (братская могила). Вся имеющаяся на тот момент информация говорила о том, что захоронена Виктория Ивановна именно в районе г. Ладушкин.

Во время ВОВ в этом районе было много боев, там же находится братская могила и расположен мемориальный комплекс советских воинов.

Мы планировали съездить на Мемориал и почтить память Виктории Ивановны, но перед этим решили убедиться в том, что её имя есть на одной из мемориальных плит. Как это сделать? Зашли на сайт Пруссия 39 и посмотрели фотографии всех мемориальных плит, но, к нашему огорчению, ее фамилии в списке воинов не нашли.

 

Глава 3. «Процедура увековечивания памяти Виктории Ивановны».

 

На сайтах и в архивных документах местом гибели значится г. Ладушкин и даже есть пометки на карте местности. Но, как выяснилось, никаким официальным документом эта информация не подкреплена. Мы решили не отчаиваться и продолжать поиски.

Через социальные сети моя тетя обратилась к жителям г. Ладушкин и несколько человек отозвались на нашу просьбу о помощи в поисках. Одним из наших помощников стала Ольга Сенькина. Началась переписка. Ответы на наши вопросы:

Письмо 1 (от 6.05.2015):

«Добрый день. Виктория, я была на Мемориале, прочитала все фамилии, но Вашей тёти там нет, к сожалению. Напишите, кто Вам сообщил эти данные – место 39-14? Если наши военкоматы, я могу туда сходить, узнать точнее. Бои в марте 45-го у нас были очень тяжёлые, поэтому братских могил много – почти в каждом посёлке. Мы сейчас, например, узнали, что наш Герой Советского союза И.М. Ладушкин похоронен совсем не в Ладушкине, а в Польше, в приграничном городке. Посылаю фото нашего Мемориала. Памятник с солдатом был у нас раньше, называлось это место Братская могила, а потом на этом месте воздвигли Мемориал и провели подзахоронения. Напишите, откуда у Вас информация о тёте?»

Письмо 2 (от 7.05.2015):

«Виктория, добрый день!

Большое спасибо за информацию о Виктории Ивановне! Надо же, какая судьба! Именно на конкретных человеческих судьбах ощущаешь все ужасы войны!

Не имея Вашего согласия (мне кажется, Вы не будете возражать!) я:

1. передала этот материал в школьный музей Ладушкинской средней школы;

2. отослала на страничку «Людвигсорт», у нас там формируется книга памяти;

3. поговорила с председателем одного из клубов ветеранов, он обещал связаться с ЦАМО (Центральный архив), если мы оттуда получим справку о месте её гибели, то сможем ходатайствовать о занесении её имени на братское захоронение (что нам там напишут).

Так что подождём. Обязательно буду держать Вас в курсе событий.»

Письмо 3 (от 11.05.2015):

«Добрый день! Виктория, я не уверена, что это будет скоро (из практики), но будем надеяться, что всё получится!!! Ладушкин – моя родина. Я родилась в Ладушкине (тогда ещё был Ладушкинский район, в больнице было родильное отделение), помню многих земляков – первых переселенцев. В школе мы занимались розыском родных, кто захоронен в нашей братской могиле. Тогда были живы их родители, они ничего не знали о судьбах своих детей, погибших в наших краях, ведь не было никакого интернета. Как же они были благодарны! В своё время приезжали родители и родные И.М. Ладушкина. Именем одного из похороненных – Емельянова названа улица в Ладушкине. Эти встречи, эмоции, которые испытывали родственники, их благодарность навсегда остались в памяти. Поэтому я с большим интересом буду работать над тем, чтобы Виктория Ивановна Текутьева, не дожившая до Победы совсем немного, была занесена в списки похороненных.»

Письмо 4 (от 14.05.2015):

«Добрый день! Отвечаю на Ваш вопрос.

Если привязываться к тому месту, где указано на карте захоронение (это совсем рядом с мемориалом), то получается – огород за домом. В этом доме в своё время жила семья Никишиных, их дочь – моя хорошая знакомая и подруга. Я прекрасно знаю их семью, к сожалению, они все ушли из жизни, кроме Натальи. Я ей позвонила (она живёт в другом городе нашей области), и она сказала, что никогда в их семье не заходил разговор о самолёте или могиле, т.е. она не в курсе. Я предполагаю, что, возможно, именно в этом месте произошла авария и сразу после войны их перезахоронили в братскую могилу. Потому что хоронили во время войны кого и где придётся, а потом всех «собирали» в одно место – братскую могилу. Я, как только смогу встретиться с ладушкинскими долгожителями, обязательно спрошу – как происходило перезахоронение.»

После этого ответа 16.05.2015 года мы написали письмо организатору сайта «Книга памяти Калининградской области», на котором и размещена информация о том, что Виктория Ивановна захоронена именно там:

«Добрый день, Михаил Галимханович! Обращаемся к Вам с вопросом по проекту Книга памяти. Дело в том, что на вашем сайте мы нашли информацию о нашей тёте Текутьевой Виктории Ивановне, с данными о месте захоронения. Мы очень обрадовались, что после 2 лет поиска, наконец-то нашли это место. Списались с жительницей Калининграда, она съездила на мемориал, но имени нашей тёти в списках нет, а то место, которое указано на карте, вообще является огородом местной жительницы.»

И получили ответ (от 27.05.2015):

«Виктория! Могилы Текутьевой Виктории Ивановны нет. Если Вы поняли из ссылок на сайте, то в сбитом самолёте её тело не нашли. Возможно, она выбросилась с парашютом и погибла. Ближайшее воинское захоронение от места её гибели в пос. Ладушкин. Мы ещё не занимались проверкой списка захороненных там воинов, но туда были перезахоронены все, кто погиб в этом районе, в том числе и неизвестные воины. Считаем, что и Текутьеву В.И. следует увековечить там же. Что касается значка на месте могилы, то это ошибка оператора, которую мы устраним, когда будем работать по этому захоронению (Видимо, работать по этому захоронению так и не стали, информация на сайте и по сей день остается прежней). Напоминаю, что мы не государственная организация, а общественная организация, которая занимается этим по своей инициативе и возможности которой ограничены. Вам известно точное место падения самолёта? Если эта могила существовала до 1965 года, останки перезахоронили в г. Ладушкин.»

И опять тупик… Поиски продолжались, Ольга из г. Ладушкин нам очень помогала.

Письмо 5 (от 7.12.2015):

«Добрый день, Виктория! Получился перерыв в нашем вопросе – были большие губернаторские и местные выборы в сентябре. Я напомнила в Ладушкинской администрации, что пора вернуться к нашим делам. У них был разговор с военкоматом, там сказали, что необходимо делать запрос в Москву, видимо по поводу подлинности информации. Сейчас должна быть какая-то подвижка, надо их снова переспросить. Обязательно сообщу. Виктория, Вы можете написать от себя запрос в военкомат, продублировать наши ладушкинские разговоры по адресу: 238420, Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Пограничная, д.43 Отдел Военного комиссариата по Багратионовскому району.»

Письмо написали, но ответа не дождались.

В мае 2016 года я собрал все имеющиеся на тот момент материалы и рассказал своим одноклассникам о подвиге своей прабабушки. Ответа из Калининграда всё еще не было, и дело замерло еще на год. В мае 2017 года один из Иркутских каналов снимал передачу о подвигах наших соотечественников, я рассказывал о Виктории Ивановне. Мы пересматривали сюжет и поняли, что останавливаться нельзя, поиски возобновились. На сайте «Пруссия 39», в разделе «Увековечение памяти воинов» мы нашли информацию о том, что этими вопросами занимается отдел Министерства обороны РФ и 5.04.2017 написали туда письмо. Ответа долго не было. В июне 2017 года моя тетя позвонила напрямую в Министерство, обещали в ближайшие дни ответить, но в результате официальный ответ пришел лишь 16.08.2017. с официальным запросом в «Багратионовский муниципальный район» (Приложение №1).

В ответе пришло подтверждение передачи этого вопроса в «Багратионовский городской округ». Оставалось только ждать. В декабре 2017 года нам пришло официальное письмо (Приложение № 2, Приложение № 3) от заместителя главы администрации по социальным вопросам Багратионовского городского округа Ткаченко А.В. с информацией о том, что Текутьева А.И. в списках увековеченных на территории их округа не значится и что они перенаправили запрос в «Ладушкинский городской округ». Через неделю пришло письмо от главы администрации муниципального образования «Ладушкинский городской округ» А.В. Родина. (Приложение № 4, Приложение № 5). В письме сообщается, что по нашему вопросу ведется работа и еще в марте 2017 года был отправлен запрос в Военно-мемориальную службу Балтийского флота на подтверждение сведений о Текутьевой Виктории Ивановне для проверки сведений о её перезахоронении в братскую могилу советских воинов в г. Ладушкин. Получив это письмо, мы были и рады и расстроены, с марта 2017 прошел почти год, а ответа так и не было. Мы позвонили еще раз в администрацию г. Ладушкин, где нам посоветовали еще раз самим обратиться в службу Балтийского флота к О.В. Бобровскому. Мы написали ему письмо, приложив все имеющиеся на этот момент данные. 5.02.2018 пришел ответ: «Письмо получено. Принято в работу». Прошел месяц… 21.03 после очередного обращения в службу Балтийского флота вновь пришел ответ: «Дело в работе».

Терпение было на пределе, и мы решили ускорить процесс, обратившись с официальным обращением в приемную президента РФ Путина В.В., наше обращение зарегистрировали и дело сдвинулось с мёртвой точки. 26.04.2018 мы получили письмо из военно-мемориальной службы Балтийского флота о том, что наше обращение рассмотрено и подтверждены данные о гибели Виктории Ивановны и обследовании упавшего самолета (ЦАМО РФ, фонд № 58, опись № 18003, дело № 755). В связи с этим начальник военно-мемориальной службы Балтийского флота Бобровский О.В. направил отношение главе муниципального образования г. Ладушкин об увековечении памяти Виктории Ивановны и еще 2-х военнослужащих, информация о которых стала известна в процессе рассмотрения нашего вопроса. Один из них – Чернышов Б.Н. из экипажа Виктории Ивановны. Оставалось только ждать и надеяться, что к 9 мая 2018 года имя Виктории Ивановны появится на мемориальной плите.

И вот он великий день – 9 Мая 2018 года! Утром, едва успев проснуться, моя тетя написала в группу жителей города Ладушкин (такая группа создана самими жителями в социальной сети «Одноклассники») нашу просьбу ко всем, кто пойдет в этот день на мемориал, посмотреть в списках имя Виктории Ивановны Текутьевой. А сами, по сложившейся традиции, пошли в рядах Бессмертного полка, душа разрывалась от ожидания, ведь между Иркутском и Калининградом 7 часов разницы, а так хотелось получить радостные новости… В 23.00 в Иркутске прогремел праздничный салют и, наконец-то, мы получили весточку из Ладушкина Калининградской области – фото с центрального мемориала, а на одной из плит свежая надпись – гвардии старшина Текутьева В.И. Вот это действительно был день со слезами на глазах! Такой долгий путь прошла эта история… Позже мы получили официальные документы, подтверждающие факт увековечения памяти Виктории Ивановны. Но это не было финалом. Помните, с чего начинался мой рассказ? С мечты съездить на место подвига и захоронения. Пусть мы точно не знаем, где покоится Виктория Ивановна, но уже есть место, у которого можно приклонить колено. И в августе этого же года мы семьёй совершили долгое, но такое волнительное путешествие Иркутск – Калининград. В организации поездки нам помогли жители Калининграда, которые не остались равнодушными к нашей истории. Встретил нас в аэропорту, провели экскурсию по Калининграду! А на следующий день повезли в г. Ладушкин, где нас тепло встречали представители администрации, после бесед и воспоминаний мы отправились на мемориал, возложили цветы и почтили память всех героев, подаривших нам эту Великую Победу. Мы побывали и на железнодорожной станции, в районе которой, по информации из архива и покоится тело нашей Виктории!

Как здорово, что в нашей стране есть неравнодушные и отзывчивые люди, которые помогли нам осуществить нашу давнюю мечту! Надеемся, что наша история поможет кому-то, кто идёт нашим путем и подскажет ориентиры к действию. У каждого воина, отдавшего свою жизнь за наше мирное небо, должно быть «Имя»!

 

Заключение.

 

По данным статистики, на сегодняшний день не увековеченными остаются имена миллионов погибших воинов. Наши поиски затянулись на несколько лет. Когда мою прабабушку призвали на фронт, она, не раздумывая ни минуты, пошла защищать честь и свободу своей страны! Мы не можем вернуть ей жизнь, но мы смогли вернуть ей имя!

 

Виктория Ивановна и самолет типа Пе-2, на котором она совершала свои боевые вылеты.

 

Tekutjeva_VI (4) Tekutjeva_VI (5) Tekutjeva_VI (6) Tekutjeva_VI (7) Tekutjeva_VI (8) Tekutjeva_VI (20) Tekutjeva_VI (21) Tekutjeva_VI (22) Tekutjeva_VI (23) Tekutjeva_VI (24)