Главная » Подвиг Солдата » Д » Друкер София Соломоновна

Друкер София Соломоновна

1918 г.р.

 

Вольнонаёмная София Соломоновна Друкер – медсестра в военно-полевом госпитале и учительница 1 – 4 классов в селе Георгиевка Куйбышевской область.

Родилась 25 января 1918 года в Витебске в бедной еврейской семье, где была четвертым ребенком. Всего у родителей было шестеро детей, все девочки. Отец брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Мать тоже тяжело работала. Будучи еще совсем молодым человеком, отец принимал активное участие в Октябрьской революции 1917 года. Он был активным участником марксистского кружка, которым руководил В.И. Ленин. Позднее он участвовал в штурме Зимнего дворца, а затем воевал на фронтах гражданской войны.

Вскоре после моего рождения, вспоминает, София Соломоновна, пришел приказ о его переводе в Москву на партийную работу, но моя мама, на руках которой было уже четверо детей, бурно воспротивилась переезду и отец, скрепя сердце, остался в Витебске.

Я успешно закончила школу и решила поступать в Витебский медицинский институт. В те времена при институте существовал нулевой курс, куда принимали всех, кто успешно сдал экзамены. Лишь после окончания этого курса студентов принимали на первый курс института.

За нулевой курс надо было платить деньги, и немалые по тем временам, которых в семье, естественно не было. Мне повезло. Я успешно сдала экзамены и мне разрешили учиться бесплатно. Однако после окончания нулевого курса я все же решила поступать в педагогический институт на отделение математики, где к тому же давали высокую стипендию. По окончании института уехала работать по распределению в небольшой городок в Витебской области.

Вскоре я вышла замуж за Резникова Михаила Яковлевича, скрипача Витебской областной филармонии. 25 августа 1939 года у нас родился сын – Резников Владимир Михайлович. В самом начале войны муж ушел на фронт добровольцем (у артистов была бронь). Через некоторое время он погиб на фронте.

В 1941 году, когда немцы были уже на подступах к городу, последним эшелоном с маленьким сынишкой на руках я эвакуировалась из Витебска. Попала в село Мартыновку Чкаловской области, где работала на колхозных полях и на разных вспомогательных работах. Позже переехала в Куйбышевскую область. Там на заводе трудились мои сестры.

В селе Георгиевка я начала работать учителем в школе, но вскоре, как военнообязанная, по приказу военкома, меня направили медсестрой в военно-полевой госпиталь, находившийся в том же селе. При этом от работы в школе меня никто не освободил.

В 6 часов утра я начинала работу в госпитале, а к восьми часам уходила в школу. После окончания занятий, в 16 часов, снова возвращалась в госпиталь, и находилась там до позднего вечера, а порою и всю ночь. И так было изо дня в день. Сын все это время находился в круглосуточном детском саду.

Школа представляла собой небольшое одноэтажное белое здание в центре села. В двух помещения обучались одновременно с первого по четвертый классы. В одном помещении занимались первый и второй классы, во втором – третий и четвертый. Я работала с третьим и четвертым классами. В годы Великой Отечественной войны двухкомплектные классы были очень распространены. Сначала педагог давал задание одному классу, и пока тот его выполнял, учитель работал с другим классом, а потом наоборот. Было очень сложно, приходилось постоянно переключаться с одного на другое, но мы справлялись со своей задачей. Кроме педагогов в школе была еще истопница, которая топила печи. Она же и убирала помещения. Удобств не было никаких. Воду носили из колодца. В школе стоял бачок с металлической кружкой, из которой дети пили. Туалет находился во дворе.

Несмотря на тяжелые условия, в которых приходилось учиться, что на уроки дети сидели голодные, потому что ни школьных завтраков, ни обедов тогда не было, дети очень старались. Они хотели учиться, и у нас никогда не было нарушений дисциплины. Даже маленькие дети понимали, что идет война и мечтали о победе. Жители села, родители детей относились к нам, учителям, с большим уважением. И это передавалось детям.

Что касается работы в госпитале, то многое уже стерлось из памяти. Может потому, что слишком тяжело и больно об этом было вспоминать. Но хорошо помню, как мы встречали машины с ранеными. Измученных окровавленных бойцов вытаскивали из грузовиков или снимали с подвод, запряженных худыми, изможденными лошадьми. Вначале у нас даже носилок не было. Несли раненых на себе, как могли. В переноске участвовали все – санитарки, медсестры, врачи, шоферы, возницы с подвод. Особенно тяжелой была зима 1943 года, когда шла Сталинградская битва. Тогда в госпиталь стали поступать тяжело раненые бойцы с оторванными руками и ногами, с тяжелыми ранениями в живот, с контузиями головы. Многие умирали, так и не приходя в сознание, не дождавшись операции. Начальником госпиталя был замечательный врач-хирург, родом из Москвы. Это был уже немолодой, очень умный и эрудированный человек. С первых дней моей работы в госпитале у нас сложились теплые отношения. Он относился ко мне почти по-отечески, и иначе, как «доченька», он меня не называл. Как-то в свободную редкую минуту он сказал, чтобы после окончания войны я приезжала в Москву в гости к его семье, он поможет поступить мне в Медицинский институт в Москве. Год учебы в Витебском мединституте научил меня быстро и качественно делать перевязки и хорошо делать уколы. Говорили, что у меня легкая рука. Раненые всегда просили, чтобы уколы им делала Сонечка. Может, эта моя работоспособность и понравилась начальнику госпиталя.

В 1945 году, после окончания войны, госпиталь расформировали, и я уехала в Харьков, где проживали родственники моего погибшего мужа. Там я получила письмо от этого замечательного человека с приглашением приехать в Москву. Но жизненные обстоятельства сложились так, что я не смогла воспользоваться его приглашение.

В 1946 году старшая сестра, муж которой освобождал Лиепаю от фашистов и служил в одной из воинских частей этого города, пригласила меня с сыном приехать к ним на постоянное место жительства. Так мы оказались в этом приморском городе.

Я сразу же стала искать работу. В то время в городе была русская школа – 9-я железнодорожная. Директор школы – Иосиф Федорович Радченко, просмотрев мои документы, тут же предложил мне работу учителя в младших классах, поскольку таких учителей не хватало, а классы были переполнены.

Учительский коллектив школы был очень дружный. Мы никогда не считались со своим личным временем. Работали не по расписанию от звонка до звонка, а столько, сколько было нужно нашим ученикам. Я уходила на работу рано утром, а возвращалась поздно вечером.

Так работали все... Хорошо, что дома была старшая сестра, она и заботилась о моем сыне Володе. Кормила, обстирывала.

В 9-й железнодорожной школе я проработала до 1951 года, а затем по приказу Городского отдела народного образования (гороно) была переведена во 2-ю среднюю школу.

Как-то так получилось, что любовь к математике я смогла привить и своим ученикам. И, когда я уже работала во 2-й средней школе, большая часть моих учеников продолжила свое дальнейшее обучение в классах с математическим уклоном, участвовала в олимпиадах по математике.

Очень приятно, что многие из бывших учеников не забыли обо мне. Они периодически навещают меня, часто звонят.

В 1967 году мне было присвоено звание «Заслуженная учительница ЛССР». За долголетнюю работу в народном просвещении меня неоднократно поощряли, имею разные награды, дипломы. В конце 70-х годов я вышла на пенсию.

В 1998 году меня постигло большое горе - трагически погиб мой единственный сын Володя. Перенесенное горе сильно подорвало мое здоровье. Сейчас я живу с племянницей – Светланой Саакянц, на плечи которой легли все заботы по хозяйству.

 

druker_ss_2_ druker_ss_1_ druker_ss

 

Светлана Саакянц (в девичестве Люлькина),

материал подготовлен со слов Софии Соломоновны

Источник


Лиепайское общество ветеранов войны и труда, Лиепая, 2014