Гайдамака Николай Федорович


14.12.1927 - 08.03.1921
Мичман Николай Федорович Гайдамака – ветеран Великой Отечественной войны, Военно-Морского Флота, подводного плавания России, труда, рыболовецкого колхоза «Большевик».
Родился 4 декабря 1927 года в селе Вейгелевка Воронежской области. Отец Федор Тихонович 1884 года рождения, мать Мария Николаевна 1900 года рождения, были колхозниками, отец работал конюхом. Брат Иван 1924 года рождения участник Сталинградской битвы, минометчик, в августе тяжелораненым попал в плен. Из его роты за полтора суток из 365 бойцов осталось – двое. В плену был до самой Победы, после освобождения был направлен в Магадан. В 1948 году там женился. Только в 1950 году вернулся домой.
В 1934 году Николай пошел в школу в своем селе, первый год пропустил - не в чем было идти – до заморозков ходили босиком. Закончил 8 классов.
22 ноября 1944 года призвали в Армию, в пехоту, в 64-й запасный стрелковый полк в городе Клинцы Брянской области. Учился в школе младших командиров на командира отделения пулеметной роты. Присвоили звание младшего сержанта. В августе – сентябре 1945 года полк расформировали.
Направили в 34-й запасный стрелковый полк в город Киров, через 3 месяца, в ноябре, был набор на флот, приехали представители. Со своим другом Бутенко Иваном Михайловичем согласились.
27 ноября 1945 года привезли в Ленинград, в 1-й Балтийский флотский экипаж. Прошли медицинскую комиссию. Переодели во флотскую форму, все сухопутные звания аннулировали. Это произошло в день рождения – 4 декабря 1945 года. Друга - Ивана отправили в Таллин в школу оружия, а Николай получил назначение в Лиепаю, куда прибыли 14 декабря 1945 года. Был определен в бригаду эсминцев. В бригаде были корабли: «Контр-адмирал Дрозд» «Славный», «Страшный», «Сильный», Свирепый». На эсминце «Контр-адмирал Дрозд» находилась учебная школа, где готовили специалистов для Боевой части 5 (электромеханическая) кораблей – мотористов, трюмных, электриков.
Сразу же по приходу на корабль принял участие в сопровождении трофейных немецких кораблей с немецкими экипажами от острова Борнхольм в Лиепаю. Это были: карманный крейсер «Хестон» в дальнейшем переименованный в «Цель», крейсер «Нюрнберг» - «Адмирал Нахимов», эсминцы типа «Z»: «Проворный», «Прочный», «Пылкий».
Далее служил на легендарном эсминце «Славный» до 2 апреля 1948 года. На этом корабле 12 августа 1947 года принимал участие в торпедировании и потоплении недостроенного немцами авианосца «Граф Цеппелин», который в качестве военного трофея достался Советскому Союзу, но подлежал уничтожению согласно договоренности между странами антигитлеровской коалиции.

Эсминец «Смышлёный» Водоизмещение - 1 854 т, полное 2 404 т. Длина -112,0 м. Ширина 10,2 м. Осадка 4,1 м. Два винта. Мощность – 60 000 л.с. Скорость макс. 39 узлов. Экипаж -271 (15 офицеров). Вооружение: Артиллерия 4 × Б-13-2С, Зенитная артиллерия 2 × 34-К, 3 × 45-мм 21-К, 4 × 12,7-мм ДШК. Противолодочное вооружение 2 × БМБ-1. Минно-торпедное вооружение 2 × ТА 1-Н, мины КБ-3
Параллельно со службой на корабле учился на курсах автомобилистов, шоферов в Тосмаре. Был направлен на военный аэродром в Гробине мотористом по обслуживанию самолетов. 21 апреля 1951 года завершилась действительная военная служба, подал рапорт на сверхсрочную службу. За высокие показатели назначили старшим мотористом, потом стал механиком кислородной компрессорной станции. Стал признанным специалистом по моторам. Перевелся механиком на торпедный катер ТК-1124 проекта 183 Бригады торпедных катеров. И здесь он проявил себя, как высококлассный специалист.

Торпедный катер. Водоизмещение полное – 66.5 тонн, длина – 25,40 метра, ширина – 6,24 метра, осадка – 1,24 метра, 4 дизеля по 1200 л.с. Вооружение: 2 торпедных аппарата 533мм, 2 25 мм артустановки 2м-3м, скорость – 44 узла. Экипаж 14 человек.
В 1960 году начались хрущевские реформы в армии и на флоте, большие сокращения. Сокращению подлежала и Бригада Торпедных Катеров в Лиепае. А тут из военно-морской базы на Север уходили две подводные лодки, предназначенные для Тихоокеанского Флота. Друг пригласил перейти на них. Согласился, через 4 дня был на лодке. Взяли с удовольствием – с торпедного катера получил очень хорошие характеристики. Жена не возразила. А уходили большие океанские подводные лодки 641-го проекта, по классификации НАТО – «Фокстрот»: Б-133, на который был принят Николай Федорович, и Б-135. И начался уникальный легендарный переход подводных лодок, вошедший в историю как Экспедиция Особого Назначения-70 (ЭОН-70).

ПЛ 641-го проекта. Водоизмещение надводное – 1557 т., подводное – 245 т., длина -91,3 м., длина прочного корпуса -70,1 м. Ширина – 7,5 м. Осадка – 5,09 м. 3 дизеля 37Д по 2000л.с., 2 бортовых гребных электродвигателя по 1350 л.с, средний – 2700 л.с. Скорость надводная – 16,8 узла (экономическая – 8,3 узла), подводная -16,о узла (экономическая – 2 узла). Дальность плавания – 30 000 миль. Автономность 90 суток. Глубина погружения: предельная – 280 м., рабочая – 250 м. Вооружение: 6 носовых и 4 кормовых 533 мм торпедных аппарата. 22 торпеды. Возможность постановки мин из торпедных аппаратов. Экипаж 70 человек.
Лодки прошли Балтику, проливы, Северное море, Баренцево море, Белое море, Кольский залив. В Полярном стали в док на СРЗ-36. Поменяли винты, на тяжелые - чугунные, сделали металлическую защиту гидроакустических антенн. Была проведена большая работа по подготовке к переходу через льды Северного Ледовитого океана. К отряду кораблей присоединились еще две подводные лодки с Черноморского флота проекта 613 «Виски». 2 августа 1960 года караван кораблей тронулся в путь за атомным ледоколом «Ленин», который совершал свой первый рейс. ЭОН-70 командовал Герой Советского Союза контр-адмирал Балякин Леонид Николаевич, участник войны с Японией. Переход был очень тяжелым. Шли за атомоходом на дистанции 20 метров, толщина льда достигала 5 метров, глыбы льда громоздились на лодку, леерные стойки были снесены. Однажды ледокол более 6 часов вызволял караван из ледяного плена, пока вышли на чистую воду. В таких условиях прошли моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Беренгов пролив. Отдохнули 7 дней на рейде Бухты Проведения, даже побывали на экскурсии в оленеводческом колхозе, отведали угощение – пельмени из оленины.
11 сентября 1960 года корабли пришли на Камчатку. 33 ходовых суток от Лиепаи до Петропавловска Камчатского. Стали в док, заменили винты, привели в порядок гидроакустические антенны. Весной 1961 года, когда в море сдавали курсовую задачу Л-2, вдруг получили шифрограмму с требованием немедленно идти на базу. Сразу поставили под заправку топливом, приняли максимальное количество – 550 тонн, даже в цистерну главного балласта. На пирсе появились сразу три грузовика – с торпедами, продуктами и бельем. Грузились аврально. Никто ничего не понимал и не знал. Вдруг появился «козлик», из которого вышел адмирал с двумя автоматчиками и вручил командиру подводной лодки капитану 3 ранга Кобельскому Л. И. большой пакет. Срочно снялись со швартовых, и вышли в море. Обычно через 250 миль должны были сообщить цель похода, но этого не произошло. Только когда в середине марта 1961 подошли к островам Фиджи, расположенным в юго-западной части Тихого океана стало известно, что подводная лодка будет обеспечивать радиосвязь с первым пилотируемым человеком космическим кораблем. Пришли в точку за 4 часа до старта 23 марта, но он не состоялся. Еще двадцать дней находились в условиях жестокого шторма. Половину боевой рубки оторвали океанские волны. Даже на глубине лодку швыряло. Условия были тяжелые – температура забортной воды была 30 градусов, а в отсеках – 56. Только 12 апреля 1961 года члены экипажа услышали знаменитое: «Поехали!» Юрия Алексеевича Гагарина – первого космонавта Земли. В этом походе высокое воинское мастерство Николая Федоровича помогло предотвратить беду и спасти подводную лодку и экипаж. Возникла угроза столкновения с сухогрузом водоизмещением 45-60 тысяч тонн. Была дана команда «Срочное погружение!». Будучи на вахте, подменял заболевшего матроса, Николай Федорович погрузил лодку на безопасную глубину в рекордные сроки. Сухогруз, гремя винтами, прошел над самым кораблем. Домой пошли в надводном положении. До самого Петропавловска лодку сопровождали разведывательные самолеты НАТО «Орион», закидывая акваторию гидроакустическими буйками. Историческое задание было выполнено.
В 1962 году Гайдамака Н.Ф. перешел на ракетную подводную лодку К-75 проекта 629, где командиром был Федюковский А.Г. В 1964 году уже на К-136, командир - Каутский С., Николай Федорович вновь спасает экипаж подводной лодки. Лодка несла боевую службу в автономном плавании, шли под РДП (работа дизеля подводой). Клапан шахты нерадивый матрос поставил в неправильное положение и дизеля затянули воздух не из атмосферы, а из дизельного отсека. Матросы потеряли сознание, попадали. Николай Федорович нашел в себе силы остановить дизеля, через переборочные клинкеты выровнял давление в отсеке, помог матросам прийти в себя. «Страшно было!» - вспоминает он.
1 августа 1967 года после 23 лет службы в Вооруженных Силах Гайдамака Николай Федорович уволился в запас в воинском звании мичман. Процесс увольнения длился два с половиной года, за время успел сходить в 4 боевых автономных плавания.
После увольнения семья вернулась в Лиепаю, в течение 9 месяцев получили квартиру от Министерства обороны. Стал работать в рыболовецком колхозе «Большевик» водителем. Много раз предлагали стать вторым механиком на судне, но отказывался – походил по морям вдоволь. Проработал целых 27 лет. Ветеран.
Все тяготы и лишения воинской службы помогала Николаю Федоровичу переносить Зоя Васильевна (Целовальникова), с которой поженились 1 августа 1951 года. В 1952 году родился сын Сергей, который закончил впоследствии Лиепайское мореходное училище, был направлен в Находку, там и остался, работал старшим механиком на БМРТ. 9 марта 1967 года родился сын Александр, сейчас работает старшим механиком на судне газовозе в голландской фирме. Внук Александр 1993 года рождения учится в Англии. К сожалению Зоя Васильевна ушла из жизни 2 февраля 1998 года. Сейчас рядом с Николаем Федоровичем Полякова Людмила Ивановна.
Умер 8 марта 2021 года.
 
 
Назаров Рамазан
Источник
Лиепайское общество ветеранов войны и труда, Лиепая, 2014