Главная » Библиотека » РОЖДЕННАЯ В БОЯХ » НА БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛЕ

РОЖДЕННАЯ В БОЯХ

Боевой путь 71-й гвардейской

стрелковой Витебской ордена Ленина,

Краснознаменной дивизии

 

В. Ф. Егоров, А. Я. Казаков,

А. С. Коченюк,  Р.Ш. Яраев.

 

Воениздат, 1986

 


 

НА БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛЕ

 

Войскам 1-го Прибалтийского фронта, которым командовал генерал армии И. X. Баграмян, предписывалось разгромить витебско-лепельскую группировку противника и освободить Витебск, в последующем развивать наступление на Лепель. Решить эту задачу было приказано 6-й гвардейской и 43-й армиям.

6-я гвардейская армия должна была прорвать оборону противника на участке Волотовка, Новая Игуменщина и наступать в общем направлении на Сиротино, Бешенковичи, Лепель, Глубокое. Ей надлежало образовать внешний фронт окружения витебской группировки противника с севера.

Перед армией оборонялись части 56-й и 252-й пехотных дивизий 9-го армейского корпуса. В первой полосе обороны находились 4 пехотных полка, во второй — пехотный полк и 2 саперно-строительных батальона.

К началу операции «Багратион» в состав 6-й гвардейской армии входили 4 корпуса (2, 22 и 23-й гвардейские и 103-й стрелковые корпуса), 2 зенитные артиллерийские дивизии, 2 танковые и 12 артиллерийских бригад, 2 танковых, 8 артиллерийских и зенитный артиллерийский полки1.

71-я гвардейская стрелковая дивизия была включена в состав 23-го гвардейского стрелкового корпуса (командир генерал-лейтенант А. Н. Ермаков), соединениям которого предстояло прорвать вражескую оборону на участке Вывалено, Новая Игуменщина и, нанося удар в направлении Сиротино, Добрино, к исходу дня овладеть рубежом Вербили, Ловжа, Губица. В дальнейшем, наступая в направлении Бешенковичей, выйти к Западной Двине на участке Малые Шетьки, Юцуки, форсировать реку и овладеть плацдармом.

По данным разведки было известно, что в полосе предстоящего наступления дивизии обороняются подразделения 234-го пехотного полка 56-й пехотной дивизии противника.

Штабы дивизии и частей детально спланировали занятия по боевой подготовке, которые проводили командир дивизии и командиры полков, офицеры штабов дивизии и частей.

Политотдел составил подробный план политического обеспечения наступления дивизии и в соответствии с ним проводил в подразделениях большую партийно-политическую работу.

Выполняя приказ командующего 6-й гвардейской армией, 71-я гвардейская стрелковая дивизия 20 июня 1944 г. совершила марш, сосредоточилась в лесу, западнее населенного пункта Вовки, и готовилась сменить части 154-й стрелковой дивизии.

21 июня командир дивизии гвардии генерал-майор И. П. Сиваков, прибывший 6 июня 1944 г. снова в дивизию, провел рекогносцировку с командирами частей и подразделений, где уточнил обстановку, принял решение и отдал приказ на наступление.

В ночь на 22 июня дивизия сменила части 154-й стрелковой дивизии и вышла в исходное положение для наступления.

Перед выходом на исходное положение в частях и подразделениях прошли митинги личного состава, на которых было зачитано обращение Военного совета 6-й гвардейской армии к бойцам, командирам и политработникам армии.

По приказу командующего армией в 5 часов 22 июня после короткого артиллерийского налета начали боевые действия разведывательные отряды дивизий первого эшелона. Они имели задачу уточнить систему огня и инженерно-оборонительных сооружений противника на переднем крае обороны, захватить контрольных пленных, чтобы внести необходимые изменения и дополнения в планы артиллерийской подготовки.

Командир 3-го батальона 210-го гвардейского стрелкового полка гвардии майор Н. А. Жиров и заместитель командира 210-го полка по политической части гвардии майор Н. А. Стороженко подобрали 16 опытных и смелых коммунистов и комсомольцев и поставили перед ними задачу быстро преодолеть преграды, воздвигнутые противником перед первой траншеей боевого охранения, и овладеть траншеей.

Поставленная задача была успешно выполнена. Группа во главе с комсоргом батальона гвардии лейтенантом К. Л. Шигановым умело и быстро разминировала подход к боевому охранению и без потерь ворвалась в первую траншею. При этом особо отличились комсомольцы Л. Ф. Шевченко и В. П. Миронов, забросавшие гранатами вражеский пулемет.

3-й батальон 210-го гвардейского полка дружной атакой разгромил боевое охранение противника и вплотную подошел к переднему краю его обороны.

23 июня после мощной артиллерийской подготовки 71-я гвардейская дивизия с 38-м корпусным артиллерийским и 249-м минометным полками, ротой танков и ротой тральщиков, а также батареей СУ-76 перешла в общее наступление. Они прорвали укрепленную полосу обороны противника и, преодолевая сопротивление врага, стали быстро продвигаться вперед. Однако на подступах к крупному населенному пункту Шумилине противник остановил части левого соседа (43-й армии) и создал угрозу флангу 51-й гвардейской дивизии.

Шумилино находилось в полосе наступления 43-й армии, но гвардии генерал-лейтенант И. М. Чистяков приказал 71-й гвардейской дивизии оказать содействие соседу в освобождении этого населенного пункта2. Выполняя приказ, 71-я гвардейская стрелковая дивизия обошла опорный пункт противника с запада и вместе с частями 43-й армии овладела районным центром и железнодорожной станцией Шумилино.

Сокрушая очаги сопротивления противника, дивизия продолжала продвигаться вперед и утром 24 июня вышла в район Юцуки, Мамойки, Бешенковичи. Ее частям надлежало с ходу форсировать Западную Двину, ширина которой доходила до 400 м.

Первым начал форсирование реки правофланговый 210-й гвардейский стрелковый полк гвардии подполковника Ф. Г. Кривомлина. Его 1-й батальон под командованием гвардии майора А. К. Федюнина, преследуя отходившего противника, невдалеке от берега реки захватил у него несколько повозок с переправочными средствами. В тех условиях это были очень важные трофеи. Гвардейцы быстро собрали лодки, сделали плоты и под прикрытием огня подоспевшей артиллерий 151-го гвардейского артиллерийского полка начали переправляться через реку.

Работая веслами, лопатами, толкая лодки руками, воины спешили к левому берегу Западной Двины.

Противник, вероятно, не ожидал такого быстрого появления советских войск у левого берега. Он даже не успел убрать 2 небольших самолета и не сумел воспрепятствовать высадке десанта.

Стрелки, автоматчики и пулеметчики батальона Федюнина, захватившие на левом берегу небольшой плацдарм, вскоре были усилены двумя 45-миллиметровыми пушками. Но едва артиллеристы успели установить орудия на огневую позицию, как гитлеровцы бросились в контратаку. Завязался бой, несколько раз переходивший в рукопашную схватку. Гвардейцы героически отражали натиск фашистов и стойко защищали отвоеванный у врага клочок родной земли. Особенно смело и решительно боролись с гитлеровцами гвардии ефрейтор А. Г. Ляпкин и снайпер 210-го гвардейского стрелкового полка гвардии старший сержант Я. С. Сметнев. Переплыв реку на бревне, Ляпкин одним из первых ворвался во вражеский окоп, огнем автомата уничтожил нескольких контратакующих гитлеровцев и двух солдат захватил в плен. В это же время Сметнев уничтожил вражеского снайпера и захватил в плен немецкого офицера. Тогда противник бросил против батальона Федюнина танки. Гитлеровцам казалось, что десантники поднимут руки и прекратят сопротивление. Но этого не произошло. Коммунист Федюнин спокойно, но твердо передал по цепи команду: «Ни шагу назад! Командирам орудий подпустить танки как можно ближе и уничтожить! Бронебойщикам выдвинуться вперед!»

Вражеские танки продолжали двигаться к берегу, за ними, прячась за броню, бежали автоматчики. Почти одновременно прогремели два пушечных выстрела, и головной «тигр» закрутился на месте, идущие за ним машины остановились, автоматчики залегли. Гитлеровские танки быстро развернулись и двинулись к позициям десантников. Однако уничтожить гвардейцев им все же не удалось. Переплывший реку на подручных средствах командир дивизиона 151-го гвардейского артиллерийского полка гвардии майор П. П. Злобин успел вовремя подготовить и передать исходные данные на огневые позиции. По его команде дивизион, находившийся еще на правом берегу реки, всей огневой мощью обрушился на танки. Еще 3 танка застыли на месте. Остальные, прикрываясь кустарником, стали пятиться назад. Автоматчики, понеся потери от артиллерийского огня, поползли к своим окопам.

— За мной, в атаку, ура! — во весь голос скомандовал командир батальона и бросился вперед. За ним поднялись роты и, опрокинув врага, заняли его окопы. В этот решающий момент на помощь батальону коммуниста А. К. Федюнина справа подошли подразделения 67-й гвардейской стрелковой дивизии, а слева — переправившиеся через реку на подручных средствах подразделения 213-го гвардейского стрелкового полка, возглавляемые командиром стрелковой роты гвардии старшим лейтенантом А. В. Сабашниковым. Гвардейцы этой роты сержант Г. И. Спольник, младший сержант А. М. Пузиков и рядовой А. Е. Толмачев, переплыв реку, решительно вступили в схватку с врагом. В этом бою Г. И. Спольник и А. Е. Толмачев погибли, а командир роты А. В. Сабашников и младший сержант А. М. Пузиков получили тяжелые ранения. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза.

Не ждали переправочных средств и подразделения левофлангового 219-го гвардейского стрелкового полка. Батальон этого полка под командованием гвардии майора А. Н. Кислицына решительным ударом сбросил гитлеровцев в Западную Двину и, форсировав ее на подручных средствах, ворвался на северо-западную окраину Бешенковичей.

Командир пулеметного расчета гвардии старшина И. Н. Мотин, переплыв реку, быстро выдвинулся к бешенковичской церкви, установил там пулемет и прикрыл переправу подразделений полка.

При форсировании Западной Двины и в боях за Бешенковичи отличились исполнявший обязанности командира полка начальник штаба 219-го гвардейского стрелкового полка майор П. Ф. Филатов и заместитель командира этого полка майор А. И. Росовский. Они умело организовали форсирование реки подразделениями полка и бой за районный центр.

Большую роль в обеспечении переправы передовых подразделений дивизии через реку сыграли разведчики, саперы, связисты и медицинские работники. Так, группа разведчиков 72-й отдельной разведывательной роты дивизии, возглавляемая гвардии сержантом В, Е. Цыганковым, в ночь на 24 июня переправилась через Западную Двину, скрытно заняла удобную позицию и прикрыла огнем переправу 1-го стрелкового батальона 210-го гвардейского полка. Затем Цыганков со своей группой проник в тыл противника, захватил там пленного и доставил его в штаб дивизии.

Связисты батальона связи дивизий гвардии сержанты П. С. Костромцов, И. Е. Малышев, В. С. Козлов, Ф. И. Коваленко на подручных средствах переправились через реку и организовали связь между передовыми подразделениями частей и штабом дивизии. И. Е. Малышев и П. С. Костромцов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Всю ночь на 25 июня продолжалось форсирование Западной Двины. Расширяя плацдарм на левом берегу, части дивизии перерезали шоссейные дороги, идущие из Вешенковичей на северо-запад и запад. 219-й гвардейский стрелковый полк 25 июня вел упорные бои с противником, оборонявшим лес в районе Бешенковичей. Он отбил пять контратак подразделений СС и штрафных рот противника. Полк сжег 3 танка, 2 штурмовых орудия и взял в плен 27 гитлеровцев3.

Во второй половине дня 25 июня 71-я гвардейская дивизия начала бой за Бешенковичи. Противник оказывал отчаянное сопротивление. Пользуясь тем, что между дивизией и ее левым соседом — соединением 43-й армии — образовался разрыв, он маневрировал силами. Взять населенный пункт у дивизии не хватило сил.

Чтобы обезопасить левый фланг армии от возможных контратак противника и ускорить освобождение Бешенковичей, командующий 6-й гвардейской армией приказал из второго эшелона (2-го гвардейского корпуса) ввести в бой 46-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Ее части, форсировав Западную Двину, вышли в район юго-восточной окраины Бешенковичей и совместно с 71-й гвардейской стрелковой дивизией 26 июня 1944 г. освободили их4. В этот же день войсками 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов был освобожден Витебск.

В боях за Бешенковичи 71-я гвардейская дивизия уничтожила 600 гитлеровцев и 3 танка, взяла в плен 76 солдат и офицеров противника5. Потеряв Бешенковичи — важный опорный пункт на левом берегу Западной Двины, противник начал отход на лепельском направлении. Преследуя врага, части 71-й гвардейской дивизии 27 июня вышли на рубеж Кучаны, Колны.

28 июня дивизия заняла населенные пункты Валки и Гомель. Противник (подразделения 279-го и 178-го пехотных полков 252-й пехотной дивизии) продолжал отход на Ушачи. За шесть дней боевых действий войска 6-й гвардейской армии прорвали оборону противника, форсировали Западную Двину и, развивая наступление в направлении Ушачи, к исходу 28 июня вышли на рубеж Оболь, Слудыш, озеро Яново, Сорчино, Ушачи, Камень. 6-я гвардейская армия во взаимодействии с 1-м танковым корпусом наступала на направлении главного удара фронта, а 71-я дивизия — на направлении главного удара армии. После этого армия получила задачу развивать наступление в северо-западном и западном направлениях, обойти Полоцкий укрепленный район противника с юга и во взаимодействии с 4-й ударной армией овладеть Полоцком6.

На подступах к Полоцку противник создал мощные оборонительные рубежи, подтянул ряд новых частей. С востока и юго-востока укрепленный район опоясывали опорные пункты с разветвленной системой траншей, ходов сообщения, дзотов и минных полей. Оборонявшиеся в районе Полоцка части 81, 389, 197-й немецких пехотных дивизий были усилены частями 24-й, 25-й и остатками 290-й пехотных дивизий7.

Освобождение Полоцка командующий 6-й гвардейской армией возложил на 23-й гвардейский стрелковый корпус (51, 71 и 67-я гвардейские стрелковые дивизии) во взаимодействии с 1-м танковым корпусом. Стрелковый корпус был усилен двумя минометными бригадами, тремя дивизионами артиллерии большой мощности и полком противотанковой артиллерии. Кроме того, его действия должна была поддерживать армейская артиллерийская группа (около 320 орудий и минометов)8.

Основную задачу по освобождению Полоцка ударом с юга должны были выполнить 51-я и 71-я гвардейские стрелковые дивизии. Им надлежало занять южную часть города, затем вторично форсировать Западную Двину и во взаимодействии с частями 22-го гвардейского стрелкового корпуса овладеть северной частью города.

71-й гвардейской стрелковой дивизии, действовавшей левее 51-й дивизии, было приказано захватить юго-западную окраину Полоцка. 1 июля 1944 г. части 71-й гвардейской дивизии, наступая вместе со 2-м гвардейским танковым полком, заняли на левом берегу реки 8 населенных пунктов и устремились к юго-западной и западной окраинам Полоцка.

На подступах к городу противник частями 81-й пехотной дивизии оказал упорное сопротивление. 213-й гвардейский стрелковый полк дивизии, наступавший на правом фланге, сломил сопротивление противника и 3 июля во взаимодействии с частями 51-й гвардейской дивизии штурмом овладел юго-западной окраиной Полоцка. В то же время 210-й и 219-й гвардейские полки очистили от противника лес и левый берег Западной Двины в районе Рубежаны (ныне Новополоцк).

В ходе боев 2 и 3 июля дивизия уничтожила 320 гитлеровцев и 34 взяла в плен. Кроме того, она захватила у противника орудие и 11 пулеметов9. Ее правый сосед, 51-я гвардейская дивизия к 24 часам 3 июля переправилась на правый берег реки и вместе с соединениями 22-го гвардейского стрелкового корпуса к утру 4 июля полностью заняла Полоцк.

После освобождения Полоцка войска 6-й гвардейской армии продолжали преследование отходящего противника в направлении Даугавпилса и к исходу 19 июля, овладев городом Друя, подошли к озерам Дрысвяты, Опса. На этом рубеже противник предпринял ряд ожесточенных контратак и остановил наступление армии10.

71-я гвардейская стрелковая дивизия 19 июля сдала свой участок частям 90-й гвардейской стрелковой дивизии и, совершив марш по маршруту Свимоки, Елегале, М. Дрысвяты, Висачиня, 20 июля сосредоточилась в районе Подляуданы. В 18 часов того же дня во время рекогносцировки на высоте 161,0 (Зарасайский район Литовской ССР) осколком вражеского снаряда был убит командир 71-й гвардейской стрелковой дивизии Герой Советского Союза гвардии генерал-майор И. П. Сиваков.

71-я гвардейская Стрелковая дивизий успешно справилась с поставленной перед ней задачей, внесла весомый вклад в разгром витебской группировки гитлеровцев и в освобождение Белоруссии.

За отвагу и мужество, проявленные личным составом дивизии в этих боях, свыше 1500 командиров, политработников и бойцов были награждены орденами и медалями СССР, 16 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 июля 1944 г. 71-й гвардейской стрелковой ордена Ленина, Краснознаменной дивизии было присвоено почетное наименование Витебской, а ее стрелковым полкам приказом от 23 июля 1944 г. — почетное наименование Полоцких.

 

1См.: По приказу Родины, с. 151.

2См.: По приказу Родины, с. 155.

3ЦАМО, ф. 1207, оп. 1, д. 70, л. 229.

4См.: По приказу Родины, с. 163.

5ЦАМО, ф. 1207, он. 1, д. 70, л. 229.

6См.: По приказу Родины, с. 164.

7ЦАМО, ф. 335, оп. 5115, д. 445, л. 1; д. 569, л. 43.

8См.: По приказу Родины, с. 165.

9ЦАМО, ф. 1207, оп. 1, д. 70, л. 233.

10См.: По приказу Родины, с. 170.

 

СОДЕРЖАНИЕ


       

      Редактор В. Г. Федосеев

      Редактор (литературный) В. В. Квятковская

      Художник В. А. Белкин

      Художественный редактор А. Я. Салтанов

      Технический редактор Н. С. Шуршалова

      Корректор Е. А. Борискина