РОЖДЕННАЯ В БОЯХ
Боевой путь 71-й гвардейской
стрелковой Витебской ордена Ленина,
Краснознаменной дивизии
В. Ф. Егоров, А. Я. Казаков,
А. С. Коченюк, Р.Ш. Яраев.
Воениздат, 1986
В БОЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДНЕЕ НЕВЕЛЯ
14 октября 1943 г. 71-я гвардейская дивизия выгрузилась на железнодорожных станциях Жукопа, Соблаго и маршем направилась по маршруту Горовастица, Андреаполь, Торопец. 16 октября она сосредоточилась в районе населенных пунктов Вертье, Ермолено, Осипово, Скоролычино и снова поступила в подчинение командующего 6-й гвардейской армией генерал-лейтенанта И. М. Чистякова. С 17 по 28 октября части дивизии получали пополнение и занимались боевой подготовкой. 28 октября генерал-лейтенант И. М. Чистяков провел строевой смотр дивизии и приказал ей двигаться в район города Невель.
6-я гвардейская армия из резерва Ставки Верховного Главнокомандования, в котором она находилась в районе Невеля, в середине октября 1943 г. вошла в состав Прибалтийского фронта, переименованного 20 октября во 2-й Прибалтийский фронт. Ей было приказано занять оборонительный рубеж северо-западнее Невеля, между 22-й (сосед справа) и 3-й ударной (сосед слева) армиями.
Армия в составе 23-го гвардейского, 96, 97 и 98-го стрелковых корпусов готовилась к наступательным действиям. Ей надлежало развить успех 3-й и 4-й ударных армий Калининского фронта (с 20 октября 1943 г. переименован в 1-й Прибалтийский фронт), которые 6 октября 1943 г. прорвали оборону противника на стыке немецко-фашистских групп армий «Север» и «Центр», освободили Невель и, продолжая развивать наступление севернее и южнее этого города, к 10 октября продвинулись на 25—30 км1.
Сосредоточение войск 6-й гвардейской армии и подготовка их к наступлению проходили в сложной обстановке. Противник, потеряв важный узел железных и шоссейных дорог — город Невель и ряд крупных населенных пунктов, почувствовал серьезную опасность и стал принимать экстренные меры. Он перебросил с других фронтов семь пехотных и одну танковую дивизии, 60 бомбардировщиков, 50 истребителей и с 11 октября начал контратаковать советские войска, пытаясь окружить вклинившиеся в его оборону соединения, уничтожить их и восстановить положение.
Окружить и уничтожить вклинившиеся советские войска противник не смог, но ему удалось потеснить ряд частей, сузить коридор северо-западнее Невеля до 15— 20 км, по которому шло снабжение армий, и держать дорогу, проходившую по этому коридору, под обстрелом артиллерии и минометов.
Вечером 5 ноября части 71-й гвардейской стрелковой дивизии после марша сосредоточились в лесах возле населенных пунктов Кочки, Чухново, Дегтево, привели в порядок личный состав и стали готовиться к наступлению. В этот день в дивизию прибыл новый начальник штаба полковник П. Н. Прихно. Его предшественник, подполковник П. И. Любомудров, получил назначение на должность начальника штаба 51-й гвардейской стрелковой дивизии. 71-й гвардейской дивизии было приказано в ночь на 7 ноября занять исходное положение на рубеже 500 м северо-восточнее Быково, высота 173,5, провести разведку и быть готовой к началу наступления.
Утром 6 ноября командир дивизии гвардии генерал-майор И. П. Сиваков провел рекогносцировку с командирами частей, принял решение и отдал устный приказ на наступление. Он решил наступать двумя эшелонами в первом эшелоне — 213-й и 219-й, во втором — 210-й гвардейские стрелковые полки. В связи с тем что противник и его передний край обороны были недостаточно изучены, командиру 213-го полка гвардии майору А. X. Савиди было приказано провести разведку боем.
В 14 часов 30 минут 7 ноября усиленный батальон 213-го гвардейского стрелкового полка атаковал противника в направлении Ворожейка, вклинился в его оборону, захватил пленных, но был остановлен сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем.
Пленные показали, что перед фронтом дивизии обороняются подразделения 220-го пехотного полка 58-й пехотной дивизии фашистов. Однако четкого очертания переднего края обороны и расположения огневых средств выяснить не удалось.
10 ноября в 8 часов 10 минут 71-я гвардейская стрелковая дивизия при поддержке 34-й гвардейской танковой и 18-й минометной бригад, 219, 295, 227 и 211-го минометных, 193-го и 138-го гвардейских артиллерийских полков после почти двухчасовой артиллерийской подготовки перешла в наступление в направлении Желвачево, Пичурино. За день боев полки первого эшелона дивизии продвинулись на 600—700 м и подошли вплотную к переднему краю вражеской обороны. Но и в этот, и в последующий день дивизия успеха не добилась.
Противник, занимая господствующие высоты, создал мощные и хорошо замаскированные оборонительные сооружения. Артиллерия дивизии не смогла уничтожить и даже подавить вражеские огневые средства. Пересеченная оврагами и болотами местность не позволила в полной мере использовать в наступлении танки, а ненастье затрудняло действия авиации.
Наступление дивизии и других соединений 6-й гвардейской армии в это время не дало ожидаемых результатов.
В ночь на 13 ноября по распоряжению штаба 6-й гвардейской армии 71-я гвардейская стрелковая дивизия сдала свою полосу частям 31-й стрелковой бригады и, совершив марш, сосредоточилась в районе населенных пунктов Иващево, Топоры. Здесь она сменила части 46-й гвардейской и 326-й стрелковых дивизий и заняла оборонительную полосу Иващево, Топоры, Городище — по реке Ушра. Передний край обороны дивизии проходил по рубежу Пепелино, Залонье, Заготье, Турки-Перевоз. На атом участке противник неоднократно контратаковал наши войска, пытаясь прорвать их оборону северо-западнее Невеля, перерезать коридор и окружить их.
Надо было во что бы то ни стало сорвать замысел врага. В частях дивизии была развернута большая партийно-политическая работа, направленная на привитие личному составу дивизии высокой бдительности, умения и стойкости в оборонительном бою. В подразделениях проводились партийные и комсомольские собрания с повесткой дня о задачах коммунистов и комсомольцев в обороне, читались доклады об опыте бойцов и командиров в оборонительных боях под Сталинградом и на Курской дуге, с которыми выступали участники этих боев.
Дивизионная газета «В атаку» систематически освещала на своих страницах действия героев оборонительного боя — снайперов, пулеметчиков, артиллерийских расчетов.
Вся эта работа дала положительные результаты. Атаки даже численно превосходящих сил противника против частей дивизии не приносили гитлеровцам желаемых результатов. Бойцы, командиры и политработники мужественно боролись с врагом. Так, например, 30 ноября 1943 г. после сильного артиллерийского налета гитлеровцы бросились в атаку против 210-го гвардейского стрелкового полка, оборонявшего межозерное дефиле северо-западнее Невеля. Разгорелся бой с численно превосходящим противником. Гвардейцы полка встретили врага сильным артиллерийским, пулеметным и автоматным огнем и нанесли гитлеровцам значительные потери. Однако фашистские цепи упорно лезли вперед. Им удалось проникнуть в траншею правофлангового подразделения полка, и они стали по ходам сообщения просачиваться на позиции роты гвардии старшего лейтенанта И. Банных. Командир роты был ранен, однако не покинул поля боя. Быстро перевязав рану, он продолжал командовать подразделением. Но вдруг из соседнего окопа выскочил гитлеровец и направил в грудь Банных штык. Казалось, смерть неминуема. Однако мужественный командир не растерялся. Он вырвал у гитлеровца винтовку, мгновенно размахнулся и сильным ударом по голове свалил фашиста. Рота И. Банных поднялась в контратаку и отбросила противника на исходный рубеж.
До 8 декабря 1943 г. противник пытался сломить оборону 6-й гвардейской армии северо-западнее Невеля, но всякий раз, получив отпор, отходил на исходное положение.
Тогда гитлеровское командование решило испытать левого соседа — соединения 3-й ударной армии. В середине декабря оно сосредоточило юго-западнее Пустошки значительные силы танков и пехоты и начало наступление с целью уничтожить оборонявшиеся в этом районе советские войска.
Для ослабления натиска противника части правого фланга 6-й гвардейской армии по приказу фронта нанесли удар по противнику в направлении Новосокольники, Бои продолжались несколько дней. Советским войскам не удалось добиться значительных успехов, но немецко-фашистское командование вынуждено было бросить против наступающих соединений части, действовавшие против 8-й ударной армии, и ослабить свои удары на том направлении.
24 декабря 1943 г. войска 1-го Прибалтийского фронта, развивая наступление южнее Невеля, продвинулись вперед, овладели Городком и, охватив Витебск с востока, перерезали железную дорогу Витебск — Полоцк. Противник оказался в невыгодном положении и стал отводить свои войска перед левым флангом 6-й гвардейской армии. Для войск армии создались условия для перехода в наступление. Этим самым армия содействовала успеху операции по ликвидации блокады осажденного Ленинграда.
По данным разведки, перед фронтом 6-й гвардейской армии оборонялось несколько пехотных дивизий общей численностью до 26 тыс. человек, поддерживаемых артиллерией и минометами2. По замыслу армейской наступательной операции соединения 6-й гвардейской армии должны были прорвать оборону противника северо-западнее Невеля, разгромить его группировку, оборонявшуюся в дуге Новосокольники, Невель, с тем чтобы расширить невельский плацдарм для развития дальнейшего наступления в северо-западном и западном направлениях. Наступление предполагалось завершить в течение трех суток с выходом войск армии на 25—30 км в глубину расположения противника на линию Новосокольники, правый берег реки Урдай3.
Осуществить операцию было приказано 97-му стрелковому корпусу, в который входили 51, 67 и 71-я гвардейские стрелковые дивизии, и 23-му гвардейскому стрелковому корпусу — 43-я, 52-я гвардейские и 37-я стрелковая дивизии.
Прорвать фронт обороны противника намечалось на участке до 5,5 км в районе озер Малый Иван, Большой Иван и Каратай. На этом участке прорыва плотность артиллерии на километр фронта была доведена до 184 орудий и минометов4.
В конце декабря 1943 г. началось сосредоточение войск армии для проведения операции. В ночь на 30 декабря 71-я гвардейская стрелковая дивизия сдала свой участок обороны, совершила трехсуточный марш и 2 января 1944 г. сосредоточилась в районе Берниково, Соколово для выхода в исходное положение. Дивизии надлежало вместе с левым соседом — 67-й гвардейской стрелковой дивизией — прорвать оборону противника к востоку от озера Малый Иван и наступать в северном направлении5.
71-я гвардейская стрелковая дивизия выполнила поставленную задачу. В 14 часов 3 января она вошла в соприкосновение с противником, который, минируя дороги и прикрываясь сильным арьергардом, отходил на север. К 18 часам того же дня она очистила от врага 24 населенных пункта, в том числе крупные села Бобки, Левенпы, Калинка и Щекотово6.
Преодолевая сопротивление противника, части дивизии продолжали наступление в направлении Новосокольники и к 17 часам 8 января сосредоточились в лесу у населенного пункта Голышево. Поднявшаяся метель совершенно замела дороги и затормозила движение артиллерии и транспорта. Однако гвардейцы, окрыленные успехом, продолжали преследовать врага. К 8 часам 10 января дивизия освободила населенные пункты Дмитриево, Горушки, Устиново. За 7 суток наступления она по бездорожью продвинулась более чем на 35 км, очистила от гитлеровцев 45 населенных пунктов и взяла в плен 14 вражеских солдат и офицеров7.
Под натиском соединений 6-й гвардейской армии противник отходил на заранее подготовленный рубеж обороны Новосокольники, Опочка. По мере подхода к нему сопротивление гитлеровцев нарастало. Они то и дело переходили в контратаки, что вынудило войска армии в марте 1944 г. перейти к обороне в районе озер Березно, Свибло, Нещедро8.
На достигнутом рубеже перешла к обороне и 71-я гвардейская дивизия. С 13 января 1944 г. ею командовал гвардии полковник Н. И. Бабахин. Гвардии генерал-майор И. П. Сиваков 12 января 1944 г. был тяжело ранен и отправлен в Москву на лечение.
С наступлением весеннего половодья боевые действия в полосе обороны дивизии, как и в полосе всей 6-й гвардейской армии, затихли. Обороняя занимаемые рубежи, части вели разведку боем, отбивали контратаки гитлеровцев.
В конце мая 1944 г. по приказу командующего войсками фронта 6-я гвардейская армия, в ее составе и 71-я гвардейская стрелковая дивизия, сдав свою полосу обороны 22-й армии, быстро и скрытно совершила 50-кило-метровый марш в лесные районы северо-восточнее Витебска и начала готовиться к наступательным действиям в Белорусской операции.
1См.: Советская Военная Энциклопедия, т. 5, с. 560—561.
2ЦАМО, ф. 335, оп. 5113, д. 569, п. 33.
3См.: По приказу Родины, с, 139.
4См. там же.
5См.: По приказу Родины, с. 140.
6ЦАМО, ф. 1207, оп. 1, д. 70, л. 152.
7Там же, л. 155.
8См.: По приказу Родины, с. 146.
СОДЕРЖАНИЕ
Редактор В. Г. Федосеев
Редактор (литературный) В. В. Квятковская
Художник В. А. Белкин
Художественный редактор А. Я. Салтанов
Технический редактор Н. С. Шуршалова
Корректор Е. А. Борискина