Наге-Дукстениек Рудольф Фрицевич
.gif)
1919 - ?
Родился в 1919 году в деревне Ратуново Галического района Костромской области. В 1921 году семья переехала в город Лиепая, где в 1935 году окончил неполную среднюю школу и поступил в Каздангский сельскохозяйственный техникум. После окончания техникума поступил на лесохозяйственный факультет сельскохозяйственной академии.
В сентябре 1944 года призван в Красную Армию. В составе военно-строительного отряда возводил переправы для наступающих частей Красной Армии. Тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды и многими медалями. Все послевоенные годы до ухода на пенсию связаны с лесом. Работал лесничим, с 1963 года директор Лиепайского леспромхоза. В 1951 году вступил в ряды КПСС. Награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Работал в колхозе "Большевик".
МОСТ ЧЕРЕЗ ДАУГАВУ
Будучи студентом сельскохозяйственной академии, я обзавелся семьей. Вряд ли смог бы стать студентом в годы буржуазной Латвии. Ведь в ту пору за учебу надо было платить. Знаю, во сколько обходилась моя учеба в техникуме, но мне постоянно помогала мать, работает учительницей. В сельскохозяйственную академию я поступил и год учился, когда в Латвии была восстановлена Советская власть.
Но вот началась война. С семьей я уехал в Платонскую волость что в сорока километрах от Елгавы. В противовес гитлеровской пропаганде я верил, что Красная Армия вышвырнет непрошеных оккупантов.
В конце сентября 1944 года я был направлен в военно-строительный отряд. Значительная территория Советской Латвии была освобождена от фашистских войск. Красная Армия вела наступление ка Ригу. Строительный отряд, в который меня зачислили, был направлен на строительство деревянного моста через Даугаву в районе Яунелгавы. Гитлеровцы, отступая, взорвали сооружения Кегумской ГЭС. В результате вода в реке упала, ширина ее, где строился мост, составляла немногим больше пятисот метров. Когда я прибыл на место строительства, значительная часть моста была уже готова.
Октябрь сорок четвертого года стоял солнечный, почти без дождей. Это облегчало работу. Жили мы в опустевших домах, которые жители оставили, спасаясь от обстрелов и бомбежек. В домах не только стекол, но и рам не было. Заделывали окна чем попало, спали на нарах, покрытых соломой. Полевая кухня подходила прямо к строящемуся мосту.
Не зная устали работали строители моста. Многие из них уже имели большой опыт возведения переправ. Мне же впервые пришлось взять в руки пилу и топор. Надежда, что скоро будет освобождена от фашистских оккупантов Рига, придавала силы в работе. Во всем чувствовалась несокрушимая мощь Красной Армии. Когда началась война, фашистские самолеты гонялись не только за каждой машиной, но и за каждым бойцом. Мне это приходилось видеть своими глазами.
Гитлеровцы не отказались бы разнести в пух и прах строящийся мост. Однако это было им сделать невозможно. Стоило самолетам противника приблизиться к месту наведения переправы, как многочисленные орудия открывали мощный заградительный огонь.
Помню хорошо, что буквально за двое суток до освобождения Риги деревянный мост, возведенный в кратчайшие сроки, принял на себя поток военных автомашин, танков, орудий, пехоты.
14 октября 1944 года нас, строителей, построили, поблагодарив за успешное выполнение важного задания, сообщили, что освобождена Рига. Нам дали короткий отдых. Пешью мы двинулись в сторону Елгавы. Вышли на шоссе Елгава-Рига. Где-то на середине стали готовиться к возведению небольшого, но очень нужного моста через небольшую речушку.
Гитлеровцы, отступая, минировали дороги, обочины - все те места, где мог ступить человек. С подошедших автомашин мы начали разгружать строительные материалы и инструменты. Взяв топоры и лопаты, я направился к лесу. Отошел от дороги несколько десятков метров, как раздался взрыв. Упав, я потерял сознание. Сколько прошло времени - не помню. Пришел в себя - не знаю, что со мной случилось. Пошевелил руками - целы, вытянул правую ногу, взглянул на левую - нет ступни.
Оказался я среди минного поля. На мой крик отозвались, но подойти ко мне было опасно, кругом мины. Быстро вызвали минеров, которые приступили к извлечению противопехотных мин. Тем временем я потерял много крови. В госпитале мне ампутировали левую ногу, к счастью моему, ниже колена. Мне потом сказали медицинские сестры, что потерял я много крови и мне делали переливание крови.
Дальнейшее мое лечение проходило в эвакогоспиталях в Торопце, Ярославле, Улан-Уде. Выписался из госпиталя в конце апреля 1945 года, приехал в Москву, где остановился у родственников. Здесь встретил праздник 1 Мая. Видел, с каким ликованием москвичи восприняли сообщение Совинформбюро о падении столицы фашистского рейха - Берлина. Близился конец войны. А день победы я уже встретил с семьей в Платонской волости.
Все послевоенные годы моей жизни связаны с лесом, который я так любил и люблю до сих пор.
Источник
СЛОВО О ВЕТЕРАНАХ ВОЙНЫ - Лиепайский рыболовецкий колхоз «Большевик» Лиепая 1985