Защитники Лиепаи
Документальный очерк
Роман Андреевич Белевитнев
Андрей Филиппович Лось
ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
РИГА 1963
ВЫМПЕЛ С САМОЛЕТА
К вечеру 26 июня возобновились атаки немцев с юга, востока и севера. По данным разведки и показаниям военнопленных, до трех вражеских дивизий были стянуты сейчас к Лиепае.
Наиболее жестокие схватки шли на северной окраине. Здесь в направлении на Шкеде проходила единственная дорога, которая хотя и была перерезана, но еще могла стать дорогой жизни для защитников Лиепаи. К этой дороге были подтянуты отряды моряков и рабочих. Цепляясь за каждый выгодный рубеж, за каждую канаву, они отбивали немцев. Но и тут силы были неравными. У тех, кто защищал город, каждый патрон оставался на счету. А вооруженные до зубов гитлеровцы не жалели ни снарядов, ни патрон.
Бойцы, только что отбившие атаки неприятеля, заметили низко пролетевший над лесом самолет «У-2». Откуда он взялся? Как проник сюда, не замеченный фашистскими стервятниками? Какую весть принес?
Самолет развернулся над военным городком и сбросил вымпел. Летчик, выглядывавший из кабины, видел, как к выброшенному вымпелу подбежали люди. Сделав круг над городком, самолет ушел обратно.
То был тот же самолет, который доставил приказ командиру 28-го мотострелкового полка, пробивавшегося на помощь лиепайцам. Приказ, адресованный командиру 67-й стрелковой дивизии, гласил: всем частям, действующим на Лиепайском направление отойти в район Вентспилса.
28-му мотострелковому полку, шедшему на выручку Лиепае, было проще выполнить приказ: отойти на правый берег Даугавы. Он оставил заслон, а остальные силы отошли. А гарнизон, сражавшийся шестой день в окружении, опоясанный несколькими вражескими железными кольцами, так просто не мог оставить город. Сразу же возникали десятки проблем самого различного характера. Прежде всего вставал вопрос, как обеспечить прорыв. Активных штыков было уже не так много. Для прорыва, надо было сконцентрировать в одном месте мощный, хорошо вооруженный сводный отряд. Но ведь нельзя оголять другие участки обороны, протянувшиеся на многие и многие километры, тем более, что противник ни на одном из них не ослаблял атак.
Об этом думали собравшиеся в штабе обороны полковник Бабович, полковой комиссар Котомин, секретари горкома Микелис Бука и Янис Зарс, майоры Кожевников и Мезенцев, подполковник Есин и капитан 3-го ранга Орлов, Артур Петерсон и Имант Судмалис. Решая этот главный вопрос, командиры, партийные и советские работники не забывали и о многом другом. Как отправить раненых? Как быть с семьями защитников города, не успевшими эвакуироваться? Что делать с той техникой, которая не могла двигаться, со складами, доками?
Каждый вопрос обсуждался всесторонне, сообща искали лучшие варианты его решения.
Приказ на отход вырабатывался совместно командиром 67-й стрелковой дивизии и начальником военно-морских подразделений. Части должны были прорваться двумя колоннами. Первая колонна имела направление прорыва на Вентспилс, вторая — левее Гробини. В приказе указывался состав колонн, их построение и прикрытие, очередность движения. Последним, согласно приказу, уходил из города, взрывая мосты, личный состав 27-й батареи береговой обороны и противотанковой батареи 67-й стрелковой дивизии. Эвакуация раненых и оставшихся семей возлагалась на заместителя начальника базы по политической части Дьяченко.
Много трудных, а то и неразрешимых проблем возникало во время выработки плана прорыва. Но еще больше их возникло, когда назавтра приступили к осуществлению этого плана.
* * *
Немцы, получив пополнение, стали стягивать силы на север, к Шкедскому взморью. Враг чувствовал, что именно в этом направлении будут прерываться защитники города.
Штаб обороны гарнизона тоже направил подкрепление в район Шкеде. Рабочие одного из отрядов, замаскировавшись в кустарнике, заметили приближавшуюся колонну гитлеровцев. Вытянувшись по проселочной дороге, она то растягивалась, то машины почти вплотную примыкали одна к другой. Фашисты в расстегнутых мундирах, в касках, с автоматами на груди в развалку сидели в кузовах.
Вот машины снова сгрудились у небольшого мостика. И тотчас из-за кустов, придорожных канав полетели гранаты, застрочили пулеметы, автоматы. Гитлеровцы переполошились. Куда девалась их недавняя самоуверенность? Смыкая кольцо вокруг города, они думали, что стали хозяевами положения. И вдруг засада, летят гранаты, строчат пулеметы... Забегали заметались гитлеровские вояки. Некоторые пытались снова сесть в кузова разворачивавшихся назад машин, другие убегали в сторону. Но всюду их настигали пули и осколки гранат. Колонна была разгромлена. Вокруг валялось свыше ста трупов фашистских солдат.
До утра, пока не начался отход лиепайцев по Шкедской дороге, то в одном, то в другом месте вспыхивали жаркие схватки. Защитники города знали, что чем больше им удастся уничтожить гитлеровцев, тем легче будет прорваться из кольца окружения.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР
Редактор И. Мархель
Худ. редактор В. Грант
Техн. редактор Н. Ликумс
Корректор Д. Вейде