Главная » Библиотека » Защитники Лиепаи » НОВЫЕ ГЕРОИ

Защитники Лиепаи

Документальный очерк

 

Роман Андреевич Белевитнев

Андрей Филиппович Лось

 

ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

РИГА 1963


 

НОВЫЕ ГЕРОИ

 

В штаб обороны города поступали все новые и новые донесения о мужестве и героизме бойцов и командиров частей 67-й стрелковой дивизии, моряков, рабочих. Полковой комиссар Котомин, не раз участвовавший в отражении вражеских атак, был свидетелем того, как горстка защитников на каком-либо участке сдерживала и отбрасывала остервенело рвавшихся на них гитлеровцев.

Утром 26 июня фашисты предприняли особенно яростную атаку из Гробини на Лиепаю. Они шли во весь рост, горланя и стреляя из автоматов.

Командир полка майор Кожевников видел, что фашисты все ближе и ближе подходят к окопам и траншеям, Вот-вот враг прорвет линию обороны... Отдельные группы гитлеровцев уже вклинились в наши позиции на насыпи железной дороги.

Положение было критическим. Кожевников выбежал из-за укрытия, где находился его наблюдательный пункт, и, презирая опасность, побежал к позициям батальона капитана Дубровина.

— Держаться, не отступать ни на шаг! — приказал командир полка, а спустя некоторое время и вместе с капитаном Дубровиным повел батальон в штыковую контратаку.    

Из-за кустов вынырнул броневичок и, опережая стрелков, помчался навстречу врагу. Он врезался в цепи гитлеровцев, расстроил их боевые порядки После выяснилось, что подбитую, исковерканную бронемашину, отремонтировал и повел в бой отважный разведчик лейтенант Воробьев.

Вслед за стрелками и бронемашиной поднялись в контратаку моряки из отряда капитана третьего ранга Орлова, рабочий отряд завода «Сарканайс металургс». Гитлеровцы дрогнули, повернули назад.

Бронемашина застряла в глубокой канаве. Стрелять в таком положении было нельзя. Тогда Воробьев снял пулемет и выскочил из машины. Он бежал впереди всех, часто припадая на одно колено, и бил по отступающим фашистам.

Вскоре после этого боя полковой комиссар Котомин встретил на позиции рослого моряка, который что-то говорил окружившим его в траншее бойцам.

— О чем у вас разговор, товарищи? — поинтересовался политработник.

— Да вот старшина рассказывает, как он с группой моряков пробился к нам, — отвечал один из солдат.

Котомин заинтересовался, присел рядом с бойцами и начал расспрашивать старшину, как это было.

Старшина Александр Просторов служил в 43-й гидроэскадрилье, которая в первые дни войны базировалась на озере Дурбе. Это оттуда авиаторы наносили удары по колоннам гитлеровцев. Только тогда, когда немецкие танки подошли к озеру на полтора километра, гидросамолеты поднялись в воздух и улетели ла Киш-озеро.

На опустевшей базе эскадрильи остались одиннадцать матросов и старшин, охранявших ранее самолеты. Они попробовали податься в сторону Риги, куда ушли гидросамолеты. Но враг отрезал им путь. Тогда старшина Просторов, возглавив группу, повел товарищей в сражающуюся Лиепаю. По дороге не раз вступали в бой с небольшими отрядами немцев, с вооруженными айзсаргами.

У моряков не было карты, они плохо знали здешние места, то и дело наталкивались на препятствия. Выручила девушка-латышка, назвавшая себя по фамилии Кноферфельд. Она провела их по тропинкам и лесным дорогам...

— Теперь будем вместе с вами защищать Лиепаю, — закончил свой рассказ Александр Просторов.

— Надежные ребята, товарищ полковой комиссар, похлопывая по плечу Просторова, проговорил один из сержантов. — В контратаке они здорово действовали.

 

 

Старшина А. Просторов. (Снимок 1963 года.)

 

И Котомину тут стал известен еще один пример героизма.

Было это так. Не успели пробившиеся через вражеское кольцо матросы перезнакомиться с новыми боевыми друзьями, как немцы пошли в атаку. Старшина Просторов снял китель и, оставшись в тельняшке, поднял над головой автомат:

— За мной, матросы!

Старшина первой статьи Худяков, матросы Валентин Маров, Павел Пальченко, а за ними вся группа поднялись из траншеи. На ходу развевались ленты бескозырок. Поблескивали вороненые стволы автоматов.

Против матросской дерзости не устоял враг. Не приняв рукопашной схватки, он повернул вспять.

А чуть позже враг начал наседать на позиции тосмарцев. Экономя патроны, они близко подпустили фашистов к своим окопам, чтобы разить их наверняка. Отец и сын Дрозловские, Александр Субач, Роберт Кажокниекс, Гаральд Спрост, Карлис Ошис, Варфоломей Дегтярев, Волдемар Сиполс каждую пулю посылали точно в цель. Словно споткнувшись о что-то, падали убитые и раненые гитлеровцы.

В разгар боя Артур Петерсон увидел пробиравшуюся по траншее девушку. Она то подавала патроны, то перевязывала раненых тосмарцев. Парторг узнал в этой девушке Ирму Лукаш, вспомнил, как настойчиво она добивалась, чтобы ее записали в боевой отряд.

 

 

Комсомолка Ирма Лукаш, медицинская сестра боевого отряда

рабочих завода «Тосмаре». (Архив Лиепайского краеведческого музея.)

 

Бой усиливался. Траншею тосмарцев засыпали осколки немецких мин. Раненых становилось все больше и больше. Ирма перебегала от одного к другому, оказывала первую помощь. Вот она склонилась над тяжелораненым, приготовила уже бинты. И вдруг рядом разорвалась мина. Ирма упала на дно траншеи.

Артур Петерсон подбежал к Ирме, бережно поднял ее безжизненное тело. Многого насмотрелся за эти дни парторг и, казалось, сердце его очерствело. Нo гибель девушки-комсомолки, только что вступившей в сознательную жизнь, глубоко потрясла его, заставила до боли сжаться сердце.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

 

ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР


Редактор И. Мархель

Худ. редактор В. Грант

Техн. редактор Н. Ликумс

Корректор Д. Вейде