Главная » Библиотека » Защитники Лиепаи » НА ВЫРУЧКУ ИДУТ ЧЕРНЯХОВЦЫ

Защитники Лиепаи

Документальный очерк

 

Роман Андреевич Белевитнев

Андрей Филиппович Лось

 

ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

РИГА 1963


 

НА ВЫРУЧКУ ИДУТ ЧЕРНЯХОВЦЫ

 

Штаб округа беспокоила судьба защитников Лиепаи. Здесь знали, что лиепайцам нелегко сдержать натиск во много раз превосходящих сил немецко-фашистских войск. Но со всех направлений поступали неутешительные вести: враг подходил к Шяуляю, высаживал в разных местах воздушные десанты. Трудно было выделить боевые части, чтобы бросить их на выручку осажденного с первых дней гарнизона. Под руками был только 28-й мотострелковый полк, входивший в состав дивизии, которой командовал полковник Иван Данилович Черняховский, да курсанты Рижского пехотного училища.

На второй день войны в штаб округа были вызваны командир 28-го полка подполковник Шеразедишвили и его заместитель по политчасти батальонный комиссар Дьяченко.

— В районе Тукумса враг выбросил сильный авиадесант, — сказал им полковник из оперативного отдела. — Немцы пытаются вторым кольцом опоясать прибрежную полосу, обороняемую нашими войсками. Это создает угрозу полного окружения с суши частей б7-й стрелковой дивизии, которая защищает Лиепаю. Задача полка уничтожить вражеский десант. Дальнейшую задачу получите в пути.

Подполковник Спиридон Николаевич Шеразедишвили и батальонный комиссар Лев Федорович Дьяченко сразу же возвратились из штаба в полк. Люди уже были на машинах. Начальник штаба полка майор Лобада вызвал командиров подразделений, и те получили боевой приказ.

Полк вышел из города и взял направление на Тукумс. Колонна автомашин с бойцами, орудиями на прицепе растянулась по взморскому шоссе. Прошли Слоку, в стороне осталось Кемери. Заболоченные справа и слева дороги лесные массивы сменились резко пересеченной, бугристой местностью. Далеко вперед открылся вид на юго-запад. Где-то вдали, за темневшимся лесом, поднимались столбы дыма и пыли. Оттуда доносились раскаты артиллерийской канонады.

Под Тукумсом колонну нагнал мотоциклист, оставленный при штабе округа для связи. Он передал командиру полка новый приказ; вместе с курсантами Рижского училища следовать в Лиепаю, на помощь осажденному гарнизону.

Полк, не останавливаясь, продолжал марш. В пути над колонной все чаще и чаще стала появляться вражеская авиация. Порой самолеты спускались так низко, что бойцы видели на их фюзеляжах черную свастику и белые кресты. Пытаясь помешать движению колонны, фашистские летчики обстреливали машины из пулеметов, сбрасывали мелкие бомбы.

Подполковник Шеразедишвили, горячий и смелый командир, став на подножку кабины головной машины, скомандовал:

— По фашистским самолетам — огонь!

Команда дублировалась, переходила от машины к машине, сотни винтовок, пулеметов поднялись вверх и застрочили. Ливень пуль заставил фашистов резко взмыть вверх и уйти в сторону.

Налеты вражеской авиации не прекращались, но колонна, не расстроив свой порядок, продолжала движете. Вперед была выслана головная походная застава, усиленная пулеметной ротой и батареей полковой артиллерии. Уже чувствовалось близкое дыхание боя. Мотострелки усилили наблюдение, дозарядили оружие, подогнали снаряжение. Командир пулеметной роты лейтенант Левченко, ехавший на передней машине, выставил на крышу кабины станковый пулемет. На остальных машинах он приказал открыть борта, установить пулеметы для стрельбы с ходу.

Перевалив через бугор, бойцы-пулеметчики увидели на крутом изгибе шоссе вражескую мотоколонну. Гитлеровцы, ничего не подозревая, шли навстречу. Левченко прильнул к стоявшему на кабине пулемету и навел его в голову колонны. Пулеметные расчеты, следившие за действиями и сигналами своего командира, сделали то же самое. Все восемь станковых пулеметов разом открыли огонь по вражеским машинам, развернувшимся своими бортами на повороте дороги. Это был ошеломляющий удар. Машины налетали одна на другую, сваливались в кюветы, загорались. Уцелевшие гитлеровские вояки бежали в лес.

Первая успешная схватка на марше подбодрила мотострелков. И хотя дальнейшее продвижение их было приостановлено, они увидели, что противника каким бы сильным он ни был, можно и нужно бить.

Полк, встретившись с превосходящими силами гитлеровцев, вынужден был занять оборону по каналу, вблизи реки Вента. Слева расположились курсанты Рижского училища. Подполковник Шеразедишвили решил на этом рубеже принять бой и, разгромив вражескую группировку, двигаться дальше на Лиепаю. Но командир полка не знал, что здесь ему придется ввязаться в длительный и кровопролитный бой...

 

Подразделение курсантов Рижского военного пехотного училища, участвовавшее в боях под Скрундой и Айзпуте 27 июня. (Снимок сделан за несколько дней до боев. Архив Музея революции Латвийской ССР.)

 

На рассвете батальоны полка и роты курсантов предприняли атаку. Противник открыл сильный ружейно-пулеметный и минометный огонь. Курсанты первыми сблизились с гитлеровцами, начали забрасывать их гранатами. Не отставали от них и мотострелкн роты старшего лейтенанта Школьникова. Они ворвались на позиции немцев и смело вступили в штыковую атаку.

На помощь стрелкам пришли курсанты. Рослые, крепкие, как на подбор, они оказались неутомимыми в походе, бесстрашными в схватках с врагом.

В самую напряженную минуту боя вышел из строя командир курсантского подразделения. Комсомолец Тимошенко, энергичный и инициативный курсант взвода, первым заметил это.

— Взвод, слушай мою команду! — громко, во всю силу легких, крикнул он, поднимая автомат. — Вперед, товарищи курсанты!

Тимошенко первым ворвался в боевые порядки гитлеровцев, поливая их огнем из автомата.

Разгоряченный боем, в промокшей гимнастерке, он яростно бил врага. Несколько фашистов, прошитые его меткими очередями, так и остались лежать на земле. Остальные начали отползать назад, к оврагу, поросшему кустарником.

Курсант не заметил, как в это время новая группа гитлеровцев прорвалась с противоположной стороны. Фашисты окружили отважного комсомольца и готовы были свалить его.

Первым, кто заметил, что товарищу грозит смертельная опасность, был курсант Савицкий. Не теряя даром ни одной секунды, он рванулся к Тимошенко, сбил с ног двух гитлеровцев и стал рядом с товарищем.

Вдвоем, прикрывая друг друга, они отбивались от десятка гитлеровцев. А когда Савицкий оказался в опасности, Тимошенко защитил его, прикладом свалил двух гитлеровских солдат, наседавших на товарища.

С таким же упорством дрались мотострелки, стараясь сблизиться с противником, забрасывали гитлеровцев гранатами, кололи штыками.

Подполковник Шеразедишвили и батальонный комиссар Дьяченко появлялись в боевых порядках то мотострелков своего полка, то курсантов училища. Не раз они сами брались за оружие, вступали в короткие, но жаркие схватки с фашистами. Их пример мужества н отваги вдохновлял воинов на самоотверженную борьбу с врагом.

На высотке огневую позицию заняли пулеметчики роты лейтенанта Левченко. Фланговым огнем они били фашистские цепи, оказывали сильную поддержка мотострелкам и курсантам. Много гитлеровцев легло под их свинцовыми очередями.

Враг на этом участке был опрокинут, но на других ему удалось собрать силы и оттеснить вырвавшихся вперед мотострелков.

Два дня сражались черняховцы и курсанты. Много гитлеровцев уничтожили они, много вражеской техники перемололи. Но пробиться к Лиепае, хотя до нее было не так далеко, не смогли.

На третий день полк получил приказ отойти к Риге, на правый берег Даугавы. Этот приказ сбросил с вымпелом связной самолет «У-2».

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

 

ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР


Редактор И. Мархель

Худ. редактор В. Грант

Техн. редактор Н. Ликумс

Корректор Д. Вейде