Главная » Библиотека » Защитники Лиепаи » ШЕСТНАДЦАТЫЙ ЭШЕЛОН

Защитники Лиепаи

Документальный очерк

 

Роман Андреевич Белевитнев

Андрей Филиппович Лось

 

ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

РИГА 1963


 

ШЕСТНАДЦАТЫЙ ЭШЕЛОН

 

Гул артиллерийской канонады подкатывался все ближе и ближе к Лиепае. Над городом непрерывно кружились самолеты. Улицы то и дело сотрясались от взрывов. В здании горкома, как и во многих других домах, посыпались из окон стекла. Микелис Бука ходил по кабинету, осколки стекла похрустывали под его ногами. Он только что переговорил по телефону с генералом Дедаевым, узнал, как идут дела на южном участке обороны, куда на помощь бойцам он направил комсомольский отряд Иманта Судмалиса.

Первый секретарь горкома хорошо знал все, что делалось в городе, жившем напряженной жизнью. На заводе «Сарканайс металургс» плавили металл, готовили противотанковые ежи, тосмарцы ремонтировали оружие. Команды рабочих уходили строить оборонительные сооружения вокруг города.

Микелис Бука поджидал председателя горисполкома Матиса Христофоровича Эджиня, возглавлявшего комиссию по эвакуации детей и женщин. В помощь ему были выделены наиболее энергичные работники горкома партии.

Отправка семей в тыл происходила в исключительно трудных условиях. Фашисты остервенело бомбили железнодорожную станцию, порт, аэродромы, дороги; пытаясь помешать эвакуации.

Матис Христофорович не заставил себя долго ждать. Встревоженный, уставший, он торопливо вошел в кабинет и, вытирая пот с лица, начал докладывать:

Отправили шестнадцатый эшелон с детьми, женщинами и стариками. Не знаю вот только, сумеет ли он проскочить через станцию Приекуле.

Бука снял телефонную трубку, позвонил начальнику Лиепайского отделения железной дороги Васину.

— Денис Маркович, есть ли связь с Приекуле? — спросил секретарь горкома.

— Пока есть, — процокотал в трубке ответ Васина.

— Прошу вас проследить за прохождением эшелона с детьми и женщинами.

— Есть! — по-военному ответил начальник отделения.

...Эшелон, которым интересовались секретарь горкома и председатель горисполкома, подходил к Приекуле. В это время на станцию налетели самолеты-стервятники, а вскоре сюда ворвался большой отряд фашистских мотоциклистов. Гитлеровцы шныряли по улицам городка. Они оцепили эшелон и прикладами стали выталкивать из вагонов насмерть перепуганых, заливавшихся слезами детей, избивать женщин.

В опустевших вагонах вскоре уже хозяйничали немцы. Их набилось туда столько, что нельзя было повернуться. Они начали располагаться на верхних полках, на полу.

Никто из приекульцев не догадывался, что замышляют гитлеровцы. А план их был коварным. Они хотели на пассажирском поезде, под видом возвращающихся обратно детей и женщин, ворваться в Лиепаю, дезорганизовать оборону города, захватить мосты и дороги, по которым намеревались пройти их моторизованные колонны.

Гитлеровцы не сомневались в успехе этой операции. Все было продумано и предусмотрено. Но не учли они одного: характера простого советского человека, его преданности Родине, его постоянной готовности идти на подвиг во имя победы над врагом.

Возвращающийся поезд приближался к маленькой, затерявшейся в перелесках станции Гавиезе. Начальник станции Илья Николаевич Огоньков увидел над лесом паровозный дымок. Он уже вышел на платформу, приготовился встретить поезд. Но тот, не дойдя двух-трех километров до станции, остановился. «В чем дело?» — подумал Илья Николаевич. Взяв стоявший у стены старенький велосипед, он по тропинке, извивавшейся между лесом, поехал к остановившемуся поезду. Ещё издали, в просветах между деревьями, он увидел, как в багажный вагон какие то люди, на руках вталкивают орудие. Эти люди были одеты в мундиры мышиного цвета с блестящими алюминиевыми пуговицами.

 

 

И. Н. Огоньков, бывший начальник станции Гавиезе. (Снимок 1963 года.)

 

«Немцы, — догадался Илья Николаевич и повернул обратно к своей станции. — Надо скорее предупредить об этом Лиепаю».

Примчавшись на станцию, Огоньков тут же бросился к телефону.

— Лиепая, Лиепая! — взволнованным, приглушенным ладонью голосом взывал он.

Никто не отвечал. Неужели прервана связь? Как же быть? Илья Николаевич на миг представил себе, как на этом поезде в город ворвутся фашисты, сколько бед могут причинить они защитникам Лиепаи. Он настойчиво стал крутить телефонную ручку, вновь и вновь вызывать станцию.

Наконец ему ответили:

— Лиепая слушает. У телефона начальник линейного отделения милиции Зык.

— Николай Савельевич, — обрадовался Огоньков, — передайте товарищу Васину, что в Лиепаю следует поезд с подозрительными «пассажирами». Кажется, немцы...

— Немцы в поезде? — переспросил Зык.

— Да, своими глазами видел, как они грузили в вагон орудие.

— Хорошо, передам товарищу Васину. А вы проверьте и позвоните еще раз.

Илья Николаевич сказал жене, чтобы она поднялась на второй этаж станционного здания и сверху присмотрелась, кто находится в вагонах, а сам с жезлом в руке вышел на перрон.

Поезд приближался к станции Гавиезе. Oгоньков уже приготовил жезл, чтобы передать его машинисту, но паровоз, не сбавляя скорости, промчался по станционным путям, за ним прогрохотали вагоны. В окошке паровоза промелькнула лишь солдатская каска с нацистской свастикой. Сомнений не было: в поезде находились немцы. Это подтвердила и прибежавшая жена.

— Набито их там, как сельдей в бочке, — скороговоркой сообщила она. — С автоматами, пулеметам!

Илья Николаевич снова бросился к телефону. Не этот раз ответили быстро. В трубке послышался хорошо знакомый голос начальника отделения дорог.

— Васин слушает...

Огоньков, забыв о том, что в любую минуту сюда могут ворваться фашисты, схватить его на месте и, боясь лишь того, что его не расслышат, не совсем

поймут, стал громко докладывать обо всем, что он только что видел.

— Спасибо, товарищ Огоньков, — дрогнувшим от волнения голосом произнес Васин. — Ваш подвиг не забудется. Немедленно покидайте станцию.

Денис Маркович Васин знал, что теперь делать. После того, как начальник линейного отделения милиции доложил ему о первом тревожном сообщении Огонькова, он связался с секретарем горкома партии Микелисом Букой, предупредил его об опасности.

— Примите любые меры, чтобы не допустить эшелон с фашистами в наш город, — сказал Бука Васину.

Начальник отделения железной дороги тут же подготовил стоящий под парами паровоз. Его вывели на Приекульскую линию и, как только поступил новый сигнал от Огонькова, пустили навстречу эшелону с вражескими солдатами.

Паровоз, мчавшийся с бешеной скоростью, врезался в эшелон. Раздался грохот, заскрежетал металл, в лепешку сплющивались вагоны, погребая под обломками фашистских завоевателей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

 

ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР


Редактор И. Мархель

Худ. редактор В. Грант

Техн. редактор Н. Ликумс

Корректор Д. Вейде