Главная » Библиотека » Защитники Лиепаи » БАРТА В ОГНЕ

Защитники Лиепаи

Документальный очерк

 

Роман Андреевич Белевитнев

Андрей Филиппович Лось

 

ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

РИГА 1963


 

БАРТА В ОГНЕ

 

Поздно вечером командир дивизии, находившийся в боевых порядках подразделений, получил очередное донесение от разведчиков. Капитан Шапошников докладывал о том, что противник на прибрежном участке фронта, в районе Ницы, подошел к реке Барта. «Вступили в бой», — говорилось в этом донесении.

Незадолго до этого нового тревожного донесения о приближении противника генерал Дедаев вызвал командира стрелкового батальона капитана Жукова.

— Ваша задача, — начал командир дивизии, склонившись над развернутой на траве картой, — оседлать шоссейную дорогу Ница—Лиепая, помешать противникy форсировать реку Барта и вместе с разведчиками отражать его атаки. На этом рубеже начинается защита Лиепаи.

— Все будет сделано, товарищ генерал, — последовал ответ капитана Жукова.

Стрелковый батальон на машинах вышел в указанный район.

Издалека послышалась ружейно-пулеметная стрельба. Ухали взрывы мин. В небо то и дело взвивались ракеты. Неширокая, запрятавшаяся в кустарниках река Барта, освещаемая вспышками выстрелов и всполохами красных ракет, казалась объятой огнем.

На подходе к реке капитан Жуков собрал командиров рот, выдвинулся с ними вперед, на командный пункт капитана Шапошникова. Командир разведбата, продолжая руководить боем, ввел подоспевших командиров стрелковых подразделений в обстановку.

— Наседают. Дышать не дают. Особенно на правом фланге, — коротко бросал он.

Капитан Жуков направил взвод минометчиков в сторону правого фланга стрелков. Третья стрелковая рота заняла оборону на стыке батальонов. Комбат оставался вместе с капитаном Шапошниковым. С его удачно выбранного наблюдательного пункта легче было управлять подразделением.

На правом фланге стрельба усилилась. Чаще стали рваться снаряды и мины. Захлебываясь, беспрерывно строчили пулеметы. Фашисты, под прикрытием огня из всех видов оружия, начали переправляться через реку Барта.

— Я иду туда, на правый фланг, — сказал капитан Жуков и скрылся в темноте.

Когда он прибежал в боевые порядки одной из рот, немцы уже вступили на правый берег.

— В атаку, за мной! — услышали бойцы знаком голос комбата. Они любили этого смелого, решительного, по-отцовски заботливого и внимательного капитана. Все помнили, как весной на учении Жуков вместе со всеми во время длительного марша-броска по бездорожью шел во главе колонны, делил с красноармейцами трудности похода, подбадривал уставших, а потом на привале в лесу запевал песни, рассказывал у костра о романтике армейской службы. И теперь в минуту испытаний, он находился в гуще бойцов, звал их вперед. И они все, как один, поднялись и пошли в рукопашную схватку. Вступившие на берег гитлеровцы попятились и, прижатые к реке, начали отчаянно отстреливаться.

Капитан Жуков первым бросился на группу вражеских автоматчиков, в упор стрелял по ним. Подоспевшие бойцы тут же покончили с этой группой фашистов.

По всему правому берегу шла ожесточенная схватка. Красноармейцы штыками и огнем опрокинули вражеские цепи. Уцелевшие гитлеровцы барахтались в воде, стараясь возвратиться на левый берег.       

Атака была отражена. Немцы затихли до самого утра.

Светало, когда капитан Жуков, в размокших от обильной росы сапогах, в гимнастерке, выпачканной в глине, пришел на командный пункт.

— Спасибо вашим стрелкам, вовремя подошли и выручили, — тепло встретил Жукова Шапошников.

Рядом с ним стоял небольшого роста приземист лейтенант Пашковский.

— Представитель штаба дивизии, — сообщил Жукову командир разведбата. — Командир дивизии приказывает нашим батальонам держаться здесь как можно дольше.

Вскоре здесь, на КП, появился заместитель командира 56-го стрелкового полка, старший батальонный комиссар Савин. Оказывается, он уже обошел все роты, побеседовал с бойцами.

— Хорошо дрались этой ночью ваши орлы, — сказал Савин Жукову. А потом, обращаясь к лейтенанту Пашковскому, продолжал; — Доложите командиру дивизии, что будем держаться на реке Барта, пока не поступит приказ отойти.

Батальонный комиссар Савин, заявляя об этом, был уверен в бойцах и командирах, в их мужестве и стойкости. Он сам видел, как люди, презирая смерть, не зная страха, смело бросались на врага, штыком и прикладом выбивали гитлеровцев с правого берега реки. Фашисты не могли выдержать рукопашной схватки и уклонялись от нее. «Кишка тонка», — думал политработник, анализируя все то, что ему пришлось увидеть своими глазами и услышать от бойцов и командиров.

Единственно, на что рассчитывали немцы, — это на свое численное превосходство. Подтянув к реке большое количество мотопехоты, они надеялись только на то, что непрерывными атаками сумеют добиться поставленной цели. С потерями враг не считался.

«Зато мы сумеем побольше перемолоть его живой силы, — думал политработник. — И, конечно, задержать продвижение немецко-фашистских полчищ». В этом была главная задача тех, кто стоял на правом берегу Барты.

Бывалый политработник особенно был доволен поведением коммунистов на поле боя. Они первыми поднимались в контратаки, увлекая за собой всю массу бойцов. «Теперь, как никогда, нужен личный пример», — продолжал рассуждать сам с собой старший батальонный комиссар. Участник многих боев за Родину, он знал, что никакие слова, никакие призывы не оказывают на людей такого сильного действия, как личная храбрость, отвага коммуниста.

Через несколько минут Савин, прикрываясь кустарниками, снова пробирался к бойцам. В наступившие минуты затишья он решил еще раз по душам поговорить с людьми, рассказать им о подвигах их боевых товарищей, напомнить о задаче стойко удерживать Барту. Политработник считал, что его место в окопах, в гуще масс.

 

Группа моряков и летчиков, участвовавших в защите Лиепаи.

 

...На исходе были первые сутки войны. Противник рвавшийся крупными силами к Лиепае, понес значительные потери в людях и технике. Пограничники, авиаторы 43-й гидроэскадрильи, стрелки и разведчики, моряки-балтийцы наносили по фашистам чувствительные удары, задерживали их продвижение еще на дальних подступах к городу.

Ничего не достиг враг и своими непрерывными налетами. Возникшие в городе пожары были потушены. А варварская бомбардировка улицы Витолу в центре Лиепаи лишь вызвала у населения гнев и ненависть к фашистским захватчикам.

Ночью на командный пункт генерала Дедаева прибыл представитель уездного комитета партии. Он рассказал командиру дивизии, его заместителю по политчасти о том, что в городе прошли митинги, создаются и вооружаются рабочие отряды, что организована охрана заводов и фабрик, поддерживается порядок.

— Рабочий класс будет стоять плечом к плечу вместе с советскими воинами против нашего общего врага, — сказал представитель укома.

— Бойцы крепко надеются на вашу помощь и поддержку, — ответил полковой комиссар Котомин. — Защита города — наше общее дело.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

 

ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР


Редактор И. Мархель

Худ. редактор В. Грант

Техн. редактор Н. Ликумс

Корректор Д. Вейде