Главная » Библиотека » Защитники Лиепаи » В РАТНОМ ТРУДЕ

Защитники Лиепаи

Документальный очерк

 

Роман Андреевич Белевитнев

Андрей Филиппович Лось

 

ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

РИГА 1963


 

В РАТНОМ ТРУДЕ

 

Генерал Дедаев весь день объезжал на своей «эмке» учебные поля и стрельбища, расположенные вокруг Лиепаи, следил за тем, как идет боевая учеба в подразделениях, поправлял и наставлял молодых командиров, сам нередко показывал солдатам, как надо действовать в боевых условиях.

Николай Алексеевич Дедаев получил назначение в 67-ю стрелковую дивизию недавно, еще не успел как следует познакомиться со всеми командирами. Правда, об этой старейшей в Советской Армии дивизии он слышал много хорошего еще тогда, когда служил в кавалерийских частях. За успехи в боевой и политической подготовке дивизия не раз отмечалась в приказах Наркома Обороны. Немало похвального он знал и о прежнем командире, генерале Комиссарове.

Все более и более знакомясь с дивизией, вникая в ее жизнь и учебу, Николай Алексеевич убеждался, что прежние сведения о ней нисколько не преувеличены. Части и подразделения отличались высокой организованностью и безупречной дисциплиной.

У генерала Дедаева за плечами был большой опыт армейской службы. Участник штурма Зимнего дворца, он одним из первых вступил в ряды Красной Армии. В январе 1918 года Николай Алексеевич по заданию партии сформировал под Новгородом первый отряд красной кавалерии. Летом того же года этот отряд был направлен на Дон против белогвардейского генерала Краснова. В боях отряд, возглавляемый Дедаевым, вырос в Первый революционный Царицынский кавалерийский полк.

 

 

Генерал-майор Н. А. Дедаев, командир 67-й стрелковой дивизии.

(Архив Лиепаиского краеведческого музея.)

 

Потом Дедаев командовал 3-й кавбригадой. Лихой атакой под станицей Константиновка были наголову разгромлены кавалерийский полк и пехота белогвардейской дивизии. За храбрость и геройство, проявленные в том бою, Николай Алексеевич Дедаев одним из первых был награжден орденом Красного Знамени.

Опытный командир, прошедший суровую школу гражданской войны, много учившийся после нее, хорошо понимал, что успех в бою куется на учебном поле, в напряженном ратном труде, в обстановке, максимально приближенной к боевой действительности.

В этот день командир дивизии несколько часов провел в батарее старшего лейтенанта Манохина. Он смотрел за тем, как артиллеристы выкатывали орудия из парка, грузили снаряды, а затем выполняли свои обязанности в поле.

Вот батарея заняла огневые позиции и приступила к их оборудованию. Бойцы работали дружно, старослужащие помогали новичкам, недавно призванным в армию, на ходу поучали их.

Артиллеристы вскоре привыкли к тому, что на батарее находится генерал, начали переговариваться между собой, подшучивать друг над другом. Но все делалось не во вред той работе, которой они занимались. Воины быстро отрыли окопы, подготовили ровики и ниши. По команде Манохина закатили орудия в окопы, поднесли боеприпасы.

— К бою! — скомандовал старший лейтенант и пустил в ход секундомер, зажатый в руке. У орудий действовали загоревшие крепыши, в гимнастерках, пропотевших от нелегкой работы и палящего солнца.

— Выше темпы, батарейцы! — подбодрил воинов командир батареи, когда почти одновременно лязгнули все четыре орудийных затвора. — Повторим еще разок!

На огневой позиции то и дело звучали властные команды старшего лейтенанта, разноголосо повторяемые командирами орудий.

«Да, не плохо работают, — подумал Дедаев. — На эту батарею можно положиться. Только вот новички еще не обвыклись, на них следует обратить внимание».

Генерал подозвал к себе старшего лейтенанта Манохина.

— Ну что же, занятие организовано неплохо, — сказал он командиру батареи. — Надо добиваться того, чтобы от занятия к занятию повышалась боевая выучка людей, боевая готовность батареи.

За артиллеристов генерал спокоен. 94-й артполк на всех стрельбах получал отличную оценку. Настоящими мастерами артогня славились командиры дивизионов капитаны Копейкин, Попов, старший лейтенант Ахрамеев, командиры батарей старшие лейтенанты Манохин, Астахов и другие.

«А чем занимаются стрелки?» — подумал командир дивизии и направился на соседнее учебное поле. Еще издали он увидел, как по зеленому лугу быстро передвигались бойцы. Их цепь то скрывалась в редком кустарнике, то дружно поднималась и двигалась вперед. Затем, миновав луг, они взобрались на высокие дюны, перемахнули через них, и уже из-за вихра соснового бора до генерала донесся отзвук их дружного «ура».

Генерал прибавил шагу. Подходя к песчаным приморским дюнам, неожиданно встретился с лейтенантом Федоровым, командиром стрелковой роты. За ним на гребень дюны поднимались стрелки его роты. Оказывается, командир решил повторить атаку.

— Правильно, — одобрил генерал. — Не зря говорят, что повторение — мать учения.

Стрелки вновь рассыпались цепью по кустарнику. Взвилась ракета, и они побежали по кочковатому полю, с двух сторон обтекая высотку. Сомкнувшись, они опять ринулись к дюнам, поднялись на ее гребень и скатились вниз, разминая сыпучий песок.

К генералу подошел командир батальона капитан Дубровин. Порывистый, непоседливый, он всегда был чем-то озабочен, искал чего-то нового, более рационального. Это Дубровин в зимние месяцы вывел свой батальон в лагерь, занимался там тактикой и стрельбой, больше всего ночью. И с началом лета подразделения капитана Дубровина обучались в поле. Вчера роты стреляли, а сегодня вышли на тактические занятия.

Командир батальона доложил генералу о том, что боевая подготовка идет по заранее намеченному плану. Мешают только внутренние наряды, гарнизонная служба да начатые инженерные работы на оборонительных рубежах.

— Все это надо, — сказал генерал. — Обстановка требует от нас большого напряжения сил.

По пути с учебного поля Николай Алексеевич Дедаев заехал в штаб 56-го стрелкового полка, поговорил с его командиром майором Кожевниковым. Это был лучший полк в дивизии. Командир полка, несмотря на свою молодость, имел уже боевой опыт.

В суровую зиму 1921 года, будучи юным курсантом, Кожевников шел по льду на штурм мятежного Кронштадта.

Были в полку и другие командиры, о которых шла добрая слава в дивизии. Командир первого батальона капитан Шурыгин, начальник полковой школы капитан Докука, командир минометной роты младший лейтенант Подпружников, политрук Гуртовой и другие выросли в этом полку, стали волевыми, требовательными начальниками и умелыми воспитателями бойцов.

В стрелковом полку генерала поджидал полковой комиссар Котомин.

— Нас, Николай Алексеевич, уже ждут в горкоме партии, — напомнил он командиру дивизии.

Через несколько минут генеральская «эмка» остановилась у подъезда здания горкома партии.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

 

ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР


Редактор И. Мархель

Худ. редактор В. Грант

Техн. редактор Н. Ликумс

Корректор Д. Вейде