Главная » Библиотека » В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО... » АВИАТОРЫ ФЛОТА НАНОСЯТ БОМБОВЫЕ УДАРЫ

В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...

 

Страницы героической обороны Лиепаи

 

 

 

РИГА «АВОТС» 1986


Каждый слог оперативной сводки

Дышит мощью точного огня,

Лижет море перископ подлодки,

Гордое спокойствие храня.

Грозного похода якорь выбран,

Дым войны над Балтикой опять,

Бьют орудья главного калибра.

Пробил час. Врагу не сдобровать!

Юрий Инге

 

 

С. К. ЕРМИЛОВ,

полковник в отставке, кандидат военно-морских наук

 

АВИАТОРЫ ФЛОТА НАНОСЯТ БОМБОВЫЕ УДАРЫ

 

Осенью 1939 года после заключения договора Советского Союза с Прибалтийскими республиками на гидроаэродромы побережья Балтийского моря перебазировалось несколько эскадрилий МБР-2 (морской ближний разведчик) авиации Краснознаменного Балтийского флота.

Это были гидросамолеты типа «летающая лодка», предназначенные для воздушной разведки надводных кораблей, поиска подводных лодок при противолодочной обороне наших кораблей, для нанесения бомбовых ударов по объектам в военно-морских портах и базах, по кораблям и подводным лодкам противника.

Родная стихия МБР-2 — море.

Ближе других к Государственной границе с Германией и ее военно-морским базам была расположена 43-я отдельная эскадрилья самолетов МБР-2, базировавшаяся на озере Дурбес. Она была укомплектована хорошо подготовленным летным составом. Тогда в частях МБР-2 много внимания уделялось подготовке к полетам в сложных метеорологических условиях и ночью. Требование «ночью летать, как днем» стало основным. Целенаправленная, напряженная работа командования, партийной и комсомольской организаций над решением задач боевой подготовки в предвоенный год привела к достижению высоких результатов.

Лето и осень сорокового года прошли в освоении нового района базирования и действий. Обстановка торопила.

В раннее утро 22 июня 1941 года эскадрильи гидросамолетов, базировавшиеся в Прибалтике, вступили в сражение с врагом.

В течение 22 и 23 июня часть 43-й эскадрильи вела разведку в Балтийском море и обеспечивала выход торпедных катеров из Лиепайской военно-морской базы. Основной состав эскадрильи, летая с озера Дурбес, взаимодействуя с сухопутными войсками и береговыми батареями флота, бомбил и штурмовал танки, артиллерию и живую силу противника. Одним из первых на удар по врагу, рвавшемуся со стороны Паланги к Лиепае, вылетел командир эскадрильи капитан И. Я. Вахтерман со своим штурманом А. Ф. Громаковским.

В те дни почти не было «чистых» вылетов на разведку. Большинство экипажей после длительного поиска вражеских кораблей или обеспечения выхода наших торпедных катеров из Лиепаи в море устремлялись на юг к шоссейной дороге Паланга—Бернаты. Там нуждались в их помощи сухопутные войска. Если на самолете оставались бомбы, авиаторы наносили по врагу бомбовые удары. В целях повышения точности бомбометания, несмотря на сильный огонь врага, наносили удары по наземным целям только с малых, высот.

Если после выполнения боевой задачи на борту самолета бомб уже не было, МБР-2 снижались на высоту до ста метров и экипажи штурмовали вражеские колонны, обстреливая из пулеметов боевую технику и живую силу противника.

23 июня экипаж в составе старшего лейтенанта Арефина, штурмана старшего лейтенанта Шугаева и стрелка-радиста старшины Струнникова вылетел на штурмовку фашистских танков в район Руцавы. Несмотря на сильный зенитный огонь, экипаж МБР-2 с высоты восьмисот метров сделал два захода на цель, уничтожив меткими ударами два танка противника. Затем, снизившись до двухсот метров, из пулеметов обстрелял механизированную танковую колонну.

В тот же день экипаж в составе лейтенанта Антонова, штурмана лейтенанта Свердлова, стрелка-радиста старшины Белова тоже в: районе Руцавы дважды бомбил и штурмовал вражеские танки.

К концу 23 июня в ходе напряженных боевых действий эскадрилье пришлось перелететь на Кишэзерс, в Ригу, так как к 16.00 танки противника приблизились к озеру Дурбес, где базировались самолеты 43-й гидроэскадрильи.

Едва взлетели последние самолеты, как противник обстрелял гидроаэродром, а затем нанес по нему удар авиацией. Но аэродром уже был пуст, только группа подрывников делала свое дело.

Экипажи самолетов, перелетавшие в Ригу, взлетали с бомбами и, хотя приходилось летать в противоположном направлении, выходили к побережью южнее Лиепаи на шоссейную дорогу Паланга—Бернаты и бомбили, штурмовали двигавшиеся по шоссе к проселочным дорогам танки и автомашины с вражеской пехотой.

Те экипажи, что вылетели на боевые задания до 17.00, возвращаясь и видя на аэродроме Дурбе Красный Крест, брали курс на Кишэзерс. Обстановка на ближних подступах к Лиепае была сложной. Противник, просачиваясь на север на разных направлениях южного сектора обороны, продвигался к городу. Поэтому вариант, исключающий возможность посадки на озере Дурбес, был проработан с экипажами заранее.

К 20.00 23 июня эскадрилья полностью перелетела на новый аэродром.

Так закончился для летчиков 43-й гидроэскадрильи второй день войны. На душе у морских авиаторов было неспокойно. Волновались за семьи, оставшиеся где-то там, в Лиепае, в лучшем случае находившиеся в пути. Утром следующего дня стало известно о благополучном прибытии семей в Ригу и дальнейшем их следовании на восток. Это известие уменьшило тревогу за жен и детей.

Пошел третий день напряженных боевых действий. С рассветом вновь начались бомбоштурмовые удары по живой силе и боевой технике противника на южных и юго-восточных подступах к Лиепае. Одновременно большинство экипажей вели воздушную разведку в прибрежном районе и поиск вражеских кораблей в море. Такими были и последующие два дня боевых действий авиаторов.

26 июня звено МБР-2 (ведущий старший лейтенант Малышев, штурман лейтенант Ярцев) с малой высоты нанесло бомбовый удар по скоплению фашистских войск и танков в районе Гробини. После налета на земле горело несколько вражеских автомашин и танков. Звено было еще в воздухе, а в штаб эскадрильи уже сообщили о высокой оценке командованием смелых и мастерских действий летчиков.

Шли упорные бои за город. В боевых действиях принимал участие и оставшийся в Лиепае личный состав вспомогательных служб эскадрильи под командованием начальника полигона старшего сержанта Василия Измайлова, сверхсрочника, служившего ранее в сухопутных войсках. В боях за город бойцы проявили большое мужество и отвагу, упорно сражаясь за каждый метр латвийской земли, до конца выполнив свой воинский долг перед Родиной.

27 июня, в одной из контратак, раненный, но не покинувший поля боя, погиб старший сержант Василий Измайлов. С наступлением темноты товарищи, вырыв штыками могилу, отдав последние почести своему командиру, похоронили его у небольшого озера близ завода «Тосмаре».

Завязались бои на подступах к Риге.

27 июня, в день формирования наземного эшелона 43-й эскадрильи, противник дважды нанес по аэродрому на озере Кишэзерс удары авиацией. Оживились айзсарги. Из чердаков домов, расположенных близ аэродрома, открыли по нему стрельбу из винтовок и пулеметов. Однако это не повлияло на отправку наших эшелонов. Огонь айзсаргов был подавлен.

В этот же день 43-я эскадрилья перелетела в Таллин, а на следующий день — на один из гидроаэродромов, расположенных близ Ленинграда.

Так закончились Действия эскадрильи в боях за Лиепаю. В ходе обороны города проявили мужество и отвагу летчики капитаны И. Я. Вахтерман, А. Т. Кублицкий, А. И. Чернов, старшие лейтенанты Ф. Н. Тургенев, В. П. Арефин, В. Т. Кузнецов, А. В. Малышев, Ф. Князев, штурманы старший лейтенант А. И. Курасов, лейтенант И. У. Свердлов, старший лейтенант А. М. Громаковский, лейтенант М. П. Ярцев.

В первые пять дней войны эскадрилья, взаимодействуя с войсками 67-й стрелковой дивизии и силами береговой обороны, совершила более пятидесяти самолетов-вылетов на бомбоштурмовые удары по живой силе, артиллерии и танкам врага.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Горшков С. Г. Предисловие

Кузнецов Н. Г. Накануне

Бои за Лиепаю

Смирнов С. С. Не померкнет никогда

 

1. ГРУДЬЮ ПРЕГРАДИЛИ ПУТЬ ВРАГУ

 

Якушев В. И. Заставы подняты по тревоге

Попова Ж. Ф. Чтобы Родина цвела       

Попова Ж. Ф. В небе Лиепаи        

Орлов А. И. Полк принимает бой

Чудновский С. Я. Под шквалом огня

Железцов В. А. Стояли насмерть

Беджанян О. Д. Снайперские выстрелы

Шевченко М. П. До последнего снаряда        

Решетников И. П. Первый бой

Архаров В. В. Артиллеристы, точней прицел!      

Клейн. А. X. На выручку

Попова Ж. Ф. Я — сын трудового народа     

Иванов О. Д., Чечеткин В. А. Комендант укрепрайона

Рябикин В. П. Тайна Зиргусилса

Дедаев Ю. Н. Слово о моем отце

Попова Ж. Ф. Поиск завершен

 

2. МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ

 

Шарандак В. И. В бой вступают моряки-пограничники

Савченко В. И. Человек трудной судьбы       

Попова Ж. Ф. Полковой комиссар Поручиков

Тимашков Ф. К. Первые залпы войны

Попова Ж. Ф. Последний бой       

Ермилов С. К. Авиаторы флота наносят бомбовые удары

Гуськов В. А. Так начиналась война

Грищенко П. Д. Войной проверены рули      

Карповский Н. С., Чечеткин В. А. Два солдата

Стрелов А. Б. Курсанты стояли насмерть      

Московчук В. Е. Стажировка... в бою

Лепешков С. И. Друзья познаются в беде

Лепешков С. И., Чечеткин В. А. Морской батальон

Татаров А. С. Коммунисты, вперед!

Ободовский М. С. На позиции — курсанты

Попова Ж. Ф. С именем Ленина

Амосов И. С. Мы — ленинцы

Носачев И. С. Прощание с кораблем

Федорченко В. Г. Огонь по фашистским самолетам

 

3. ВОИНЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

 

Дедюлин В. И. Начсандив Косников

Чинченко И. И. Клятве верны

Дедюлин В. И. Люди с добрым сердцем        

Виксне А. А. Янис Коса, врач и борец

 

4. ВМЕСТЕ С АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

 

Савченко В. И. Третья сила обороны

Клява Л. М. В те грозные дни

Павлович А. А. Два долгих дня

Ковалишин И. П. Они погибали, но не сдавались

Клейн А. X. Столкновение

Керве Р. М. Тюльпаны, полные солнца

Янушка А. Е. Дайте мне задание

Яунзем П. Я. На последнем рубеже      

Чечеткин В. А. Биография подвига       

Грейгут Р. Я. Автограф на нотном листе

Калнинь В. В. Солнечные краски

Рудзит А. А. Традициям верны

 


 

Редакционная коллегия:

доктор исторических наук В. И. Савченко, А. А. Рудзит, В. А. Чечеткин, Ж. Ф. Попова, А. Е. Янушка

Составители:

Владимир Алексеевич Чечеткин, Аустра Адамовна Рудзит

Рецензенты:

Г. А. Аммон, доктор исторических наук, профессор;

В. И. Савченко, доктор исторических наук

Оформление — художника Вит. Ковалёва

 

Редактор: Н. Лебедева Художественный редактор: Э. Гаркевичс Технический редактор: В. Бралена Корректор: В. Ковалева