В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...
Страницы героической обороны Лиепаи

РИГА «АВОТС» 1986

Каждый слог оперативной сводки
Дышит мощью точного огня,
Лижет море перископ подлодки,
Гордое спокойствие храня.
Грозного похода якорь выбран,
Дым войны над Балтикой опять,
Бьют орудья главного калибра.
Пробил час. Врагу не сдобровать!
Юрий Инге
Ж. Ф. ПОПОВА
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ
У самого моря, близ воздушного моста, сохранилась полуразрушенная бетонная вышка. На мемориальной плите, прикрепленной к основанию вышки, лаконичная надпись: «Здесь, на дальнем павильоне старой крепости находился командный пункт 843-й зенитной батареи Краснознаменного Балтийского флота, героически защищавшей Лиепаю с 22 по 27 июня 1941 года».
Командовал батареей выпускник Севастопольского военно-морского артиллерийского училища старший лейтенант Давид Серопович Григорьян, требовательный командир и чуткий товарищ, армянин по национальности. Он хорошо знал турецкий язык, неплохо владел английским, разговаривал на многих языках жителей Кавказа. Не по учебникам изучал он эти языки. Школой для него была сама жизнь: беспризорное голодное детство, детский дом с многонациональной семьей осиротевших в годы гражданской войны ребят, работа на новостройках молодой Советской республики, учеба в институте и, наконец, учеба в военном училище. После его окончания был назначен командиром 843-й зенитной батареи 84-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона Черноморского флота. Вместе с которым в конце 1939 года прибыл в Лиепаю.
Душой зенитной батареи был заместитель командира по политической части Евгений Ильич Бирюков. За мужество и отвагу, проявленные в боях у озера Хасан, он был награжден медалью «За отвагу». Тогда, в 1938 году, Евгений Ильич проходил действительную военную службу, был танкистом, механиком-водителем. Много рассказывал Евгений Ильич зенитчикам батареи о боях у озера Хасан, о родной Коломне, где живут его отец и мать, сестра, четыре брата, о своей жизни, работе, учебе, мечте стать моряком...
По призыву ЦК ВЛКСМ Е. И. Бирюков пришел на флот. После окончания курсов он был направлен в 843-ю батарею. Молодой политработник постоянно был среди зенитчиков, вместе с ними боролся за то, чтобы батарея стала одной из лучших в дивизионе.
Обострявшееся международное положение требовало бдительности, отличной боевой и политической подготовки личного состава батареи. Над морем и городом неоднократно появлялись фашистские самолеты, но уходили безнаказанными: был строгий приказ огня не открывать, на провокации не поддаваться.
Охрану воздушных пространств над Лиепаей осуществляли шесть батарей двух отдельных зенитных артиллерийских дивизионов — 43-го и 84-го. Оба дивизиона входили в состав участка ПВО Лиепайской военно-морской базы, которую возглавлял майор С. С. Могила.
Батареи 84-го дивизиона были расположены в северной части города. Дивизионом командовал старший лейтенант В. С. Сорока, начальником штаба являлся старший лейтенант А. 3. Ткаленко, заместителем командира дивизиона по политической части был старший политрук А. Ф. Скоморохов.
В южной части города располагались батареи 43-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, командовал которым майор В. X. Русских, начальником штаба был старший лейтенант Н. И. Сердюков, заместителем командира дивизиона по политической части политрук И. Е. Песочинский.
Оба дивизиона имели выдвинутые вперед наблюдательные пункты, расположенные в 12—14 километрах от огневых позиций и наблюдательные пункты в разных частях города. Помимо этого имелись пулеметная и прожекторная роты.
...На исходе последняя мирная ночь. К Лиепае уже устремились фашистские самолеты, на картах летчиков отмечены объекты, по которым будут нанесены бомбовые удары. В первую очередь это аэродромы, гавань, стоящие в ней корабли.
Около четырех часов утра наблюдательные посты зенитчиков обнаружили приближающиеся к городу вражеские самолеты. В исторической литературе принято считать первым днем героической обороны Лиепаи 23 июня 1941 года, когда в соприкосновение с противником вошли наши сухопутные силы у стен города. По всей вероятности, надо внести поправку. Ведь, заслоняя собой мирный город, в самые первые минуты войны 22 июня 1941 года в бой с фашистской авиацией вступили морские зенитчики. По данным командования военно-морской базы, «ПВО и авиация до пятнадцати раз отражали воздушные налеты противника общим числом до 125—135 самолетов. Сбиты три самолета противника...».
В этот день все зенитные батареи 43-го и 84-го отдельных артиллерийских дивизионов вели непрерывный огонь по фашистским стервятникам.
23 июня самолеты противника группами бомбили корабли, морской порт, военный городок, зенитные батареи. Артиллеристы 843-й батареи старшего лейтенанта Д. С. Григорьяна защищали разводной мост, корабли. На их счету — сбитый вражеский самолет. А когда фашисты подошли к городу и на восточном участке обороны разгорелись ожесточенные бои, туда передислоцировалась 843-я батарея. Здесь приходилось вести огонь не только по самолетам, но и по вражеской пехоте.
Последовал приказ о прорыве вражеского окружения. Прорыв проходил 27 июня под непрерывными бомбардировками фашистской авиации, артиллерийским и минометным огнем, в ожесточенных, порой рукопашных, схватках с фашистскими солдатами.
Израненные, но не потерявшие способности сражаться, зенитчики 843-й и других батарей подошли к Тукумсу. В тот же день фашисты заняли Слоку, отрезав все пути отходившим от Лиепаи защитникам города. 1 июля 1941 года, около восьми часов утра, фашистская артиллерия открыла огонь из Слоки. Вероятно, где-то недалеко пробивалась из окружения большая группа наших бойцов. А со стороны моря уже заходили фашистские самолеты. Внезапно из ближайшего леса по ним ударили зенитные орудия 843-й батареи. Несколько самолетов, окутанные черным дымом, врезались в землю.
Фашисты открыли по зенитчикам огонь. Горстка советских воинов заняла круговую оборону через речку Слоцене. В этом бою смертью героев пали 39 моряков-зенитчиков. Одиннадцать раненых, среди которых была девушка-санитарка, фашисты взяли в плен. Гитлеровцы подгоняли пленных прикладами, особенно грубо обращались с девушкой. Один из моряков заступился за нее, оттолкнув конвоира и плюнув ему в лицо. Моряк был убит на месте. По свидетельству местных жителей, очевидцев происшедшего, это был Михаил Иващенко.
Погибших моряков-зенитчиков местные жители похоронили на месте боя. А позже могила была перенесена на слокское Лесное кладбище. По документам погибших один из жителей Слоки составил список героев-моряков.
О последнем бое моряков-зенитчиков, защитников Лиепаи, жители Слоки рассказали юным следопытам Юрмальского Дома пионеров. Ребята начали поиск, в ходе которого им удалось уточнить имена девятнадцати из тех, кто погиб у Слоки. Это — командир 843-й зенитной батареи старший лейтенант Д. С. Григорьян, политрук 843-й батареи Е. И. Бирюков, начальник боепитания 84-го зенитного дивизиона Е. П. Бахтиузов, начфин того же дивизиона П. Н. Аникин, командир огневого взвода 503-й зенитной батареи 43-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона Ф. Г. Алексеев, командир 842-й зенитной батареи старший: лейтенант Л. Р. Шранк и другие.
Зенитчики огнем своих орудий прокладывали дорогу наступающим во время прорыва 27 июня 1941 года, проявляя беззаветное мужество и героизм. Во время этого прорыва на Шкедской дороге был ранен командир 842-й зенитной батареи лейтенант Л. Р. Шранк, одессит, выпускник Севастопольского военно-морского училища, коммунист. Тяжелое ранение получил командир 43-го зенитного дивизиона майор В. X. Русских. Командование дивизионом принял начальник штаба старший лейтенант И. И. Сердюков, участник войны с Финляндией, награжденный орденом Красной Звезды.
Н. И. Сердюков довел остатки дивизиона вместе с боевой техникой до Риги, но при форсировании Даугавы погиб. Вышли из окружения и продолжали воевать до светлого дня Победы начальник штаба 84-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона А. 3. Ткаленко, командир 841-й батареи Ф. К. Тимашков. Но это были лишь единицы, большинство зенитчиков пали в боях за Лиепаю, при прорыве вражеского окружения, в последних сражениях под Ригой...
* * *
Все дальше в прошлое уходят события июньских дней сорок первого года. Сменяются поколения юных следопытов. Первые из них стали взрослыми, на смену им пришли другие. В активную работу включились красные следопыты 7-й средней школы Лиепаи. Летят письма во многие города страны: в Коломну, где живут и трудятся Бирюковы, в далекий Магадан — сыну командира 843-й зенитной батареи Рубику Давидовичу Григорьяну, ветеранам-зенитчикам в Ригу и Киев, Москву и Ленинград, Владимир и Новгород, Псков и Таганрог, в Нижний Тагил и Волгоград. Уточняются имена, события, детали.
Через сорок лет о судьбе Д. С. Григорьяна и Е. И. Бирюкова смогли узнать родные и близкие.
Память о морских зенитчиках из Лиепаи, погибших 1 июля 1941 года, хранят жители Слоки. Здесь у железнодорожной станции в 1967 году открыт памятник. На постаменте замерла пушка. Бегут мимо нее поезда и автомобили, идут к ней с цветами пионеры и школьники, матросы и солдаты, будущие воины и седые ветераны, отдавая дань уважения героическим защитникам Лиепаи, навсегда оставшимся в огненном сорок первом, в самом начале трудного пути к победе.
СОДЕРЖАНИЕ
Горшков С. Г. Предисловие
Кузнецов Н. Г. Накануне
Бои за Лиепаю
Смирнов С. С. Не померкнет никогда
1. ГРУДЬЮ ПРЕГРАДИЛИ ПУТЬ ВРАГУ
Якушев В. И. Заставы подняты по тревоге
Попова Ж. Ф. Чтобы Родина цвела
Попова Ж. Ф. В небе Лиепаи
Орлов А. И. Полк принимает бой
Чудновский С. Я. Под шквалом огня
Железцов В. А. Стояли насмерть
Беджанян О. Д. Снайперские выстрелы
Шевченко М. П. До последнего снаряда
Решетников И. П. Первый бой
Архаров В. В. Артиллеристы, точней прицел!
Клейн. А. X. На выручку
Попова Ж. Ф. Я — сын трудового народа
Иванов О. Д., Чечеткин В. А. Комендант укрепрайона
Рябикин В. П. Тайна Зиргусилса
Дедаев Ю. Н. Слово о моем отце
Попова Ж. Ф. Поиск завершен
2. МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ
Шарандак В. И. В бой вступают моряки-пограничники
Савченко В. И. Человек трудной судьбы
Попова Ж. Ф. Полковой комиссар Поручиков
Тимашков Ф. К. Первые залпы войны
Попова Ж. Ф. Последний бой
Ермилов С. К. Авиаторы флота наносят бомбовые удары
Гуськов В. А. Так начиналась война
Грищенко П. Д. Войной проверены рули
Карповский Н. С., Чечеткин В. А. Два солдата
Стрелов А. Б. Курсанты стояли насмерть
Московчук В. Е. Стажировка... в бою
Лепешков С. И. Друзья познаются в беде
Лепешков С. И., Чечеткин В. А. Морской батальон
Татаров А. С. Коммунисты, вперед!
Ободовский М. С. На позиции — курсанты
Попова Ж. Ф. С именем Ленина
Амосов И. С. Мы — ленинцы
Носачев И. С. Прощание с кораблем
Федорченко В. Г. Огонь по фашистским самолетам
3. ВОИНЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ
Дедюлин В. И. Начсандив Косников
Чинченко И. И. Клятве верны
Дедюлин В. И. Люди с добрым сердцем
Виксне А. А. Янис Коса, врач и борец
4. ВМЕСТЕ С АРМИЕЙ И ФЛОТОМ
Савченко В. И. Третья сила обороны
Клява Л. М. В те грозные дни
Павлович А. А. Два долгих дня
Ковалишин И. П. Они погибали, но не сдавались
Клейн А. X. Столкновение
Керве Р. М. Тюльпаны, полные солнца
Янушка А. Е. Дайте мне задание
Яунзем П. Я. На последнем рубеже
Чечеткин В. А. Биография подвига
Грейгут Р. Я. Автограф на нотном листе
Калнинь В. В. Солнечные краски
Рудзит А. А. Традициям верны
Редакционная коллегия:
доктор исторических наук В. И. Савченко, А. А. Рудзит, В. А. Чечеткин, Ж. Ф. Попова, А. Е. Янушка
Составители:
Владимир Алексеевич Чечеткин, Аустра Адамовна Рудзит
Рецензенты:
Г. А. Аммон, доктор исторических наук, профессор;
В. И. Савченко, доктор исторических наук
Оформление — художника Вит. Ковалёва
Редактор: Н. Лебедева Художественный редактор: Э. Гаркевичс Технический редактор: В. Бралена Корректор: В. Ковалева