Главная » Библиотека » В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО... » В БОЙ ВСТУПАЮТ МОРЯКИ-ПОГРАНИЧНИКИ

В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...

 

Страницы героической обороны Лиепаи

 

 

 

РИГА «АВОТС» 1986


Каждый слог оперативной сводки

Дышит мощью точного огня,

Лижет море перископ подлодки,

Гордое спокойствие храня.

Грозного похода якорь выбран,

Дым войны над Балтикой опять,

Бьют орудья главного калибра.

Пробил час. Врагу не сдобровать!

Юрий Инге

 

 

В. И. ШАРАНДАК,

капитан 3-го ранга

 

В БОЙ ВСТУПАЮТ

МОРЯКИ-ПОГРАНИЧНИКИ

 

В конце июня 1940 года начальник штаба Одесского дивизиона погранкатеров капитан-лейтенант А. Финочко был вызван в Управление войск округа.

— На Балтике формируется второй Балтийский отряд погрансудов, — сказал заместитель начальника войск округа по морским частям военный инженер 2-го ранга Дедух — Вам командование округа доверяет возглавить формирование и командование 2-м дивизионом этого отряда. А в помощь выделены опытные офицеры пограничники, экипажи катеров Северного отряда...

Участник обороны Лиепаи, ветеран войны краснофлотец В. А. Маляржик, служивший на катере ПК-212, ставшем впоследствии МО-405 , в своих воспоминаниях пишет: «Северный отряд пограничных судов, несколько катеров МО сделали переход через Беломорканал, Ладожское и Онежское озера в Ленинград, затем в Таллин. Там были покрашены катера, затем уже под командованием командира 2-го дивизиона А. Финочко прибыли в Лиепаю. Дивизион охранял государственную границу от Паланги до Ирбенского пролива включительно...».

Вскоре в помощь командиру дивизиона в Лиепаю прибыли военком батальонный комиссар А. И. Макаров, начальник штаба дивизиона старший лейтенант К. Н. Варламов, участник войны с белофиннами старший политрук М. Т. Овчарук, воентехники 2-го ринга П. Г. Юрченко, С. И. Павлов и другие опытные командиры и политработники.

В пограничной Лиепае и на охраняемом участке особенно ощущалось приближение грозы. Фашистская разведка стремилась любой ценой добыть сведения о дислокации кораблей, воинских частей, строительстве береговых укреплений в районе Лиепайской военно-морской базы. В прибрежных водах моряки-пограничники то и дело обнаруживали «заблудившиеся» немецкие суда и самолеты.

В мае сорок первого года нарушения границы на участке 2-го дивизиона участились. В одну из июньских ночей пограничники задержали фашистский катер, совсем близко подошедший к берегу.

— Потеряли направление, —- нагло заявили фашисты, хотя приборы и механизмы корабля, как выяснилось, были в полном порядке.

В июне сорок первого года не было дня, чтобы немецкие самолеты не нарушили границу. С 19 июня 1941 года на Краснознаменном Балтийском флоте была объявлена боевая готовность № 2. Пограничные морские отряды, перешли на усиленный вариант охраны Государственной границы СССР.

Краснофлотец В. А. Маляржик об этих днях вспоминает: «Одна из смен по расписанию несет боевую вахту на постах, остальные две смены отдыхают у своих мест или в непосредственной близости от них...»!

Бывший механик дивизиона капитан 2-го ранга Н. В. Аникеев так описывает начало войны:

— В первые же минуты вероломного нападения гитлеровцев на долю краснофлотцев, старшин и командиров нашего дивизиона выпала на редкость сложная и трудная задача по отражению атак противника с моря и воздуха. В районе Паланги два катера дивизиона несли дозорную службу по охране морской границы. Старший группы лейтенант В. В. Лавриков утром 22 июня отправил радиограмму командиру дивизиона А. Финочко: «Немецкие войска перешли нашу границу в районе Паланги. Паланга горит...»

В дивизионе была объявлена боевая тревога. С наступлением рассвета 22 июня 1941 года фашистская авиация начала бомбить аэродром, порт и другие объекты Лиепаи. Личный состав дивизиона принял самое активное участие в отражении налетов фашистской авиации, массированным зенитным огнем препятствуя самолетам противника наносить удары по целям.

Пограничный катер ПК-212 встретил начало войны в дозоре. Командир катера лейтенант А. С. Левшин сделал запись в вахтенном журнале: «22 нюня 1941 года катер нес свою обычную пограничную службу. Получив сообщение о начале войны с Германией, катер двинулся в базу и при переходе к рейду Лиепаи был атакован 23 июня 1941 года в 17.40 самолетом противника. Атака успешно отражена. Это было первое боевое столкновение с противником».

Бывший начальник штаба 2-го Балтийского отряда погрансудов контр-адмирал запаса С. И. Кведло в письме к автору вспоминал: «2-й дивизион погранкатеров отличался высоким моральным и боевым духом, крепкой дисциплиной и хорошей морской выучкой. А. Финочко был энергичным, смелым командиром. Под стать ему был и опытный комиссар А. Макаров, коммунист кристально чистой души, ленинской закалки. 22 июня 1941 года катера 2-го Балтийского отряда погрансудов и дивизион судов Наркомата Морского флота на Ханко были переданы в оперативное подчинение Краснознаменного Балтийского флота... Моряки-пограничники показывали образцы мужества и отваги, с первых боёв с фашистами зарекомендовали себя с самой лучшей стороны...»

Двое суток без сна и отдыха моряки-пограничники охраняли фарватеры на подступах к Лиепае, отражали налеты вражеской авиации, осуществляли противолодочную охрану кораблей. В результате совместных усилий флота и дивизиона противнику не удалось заминировать фарватер и воспрепятствовать нашим боевым кораблям и судам торгового флота выходить в море.

24 июня 1941 года усилился артиллерийский обстрел Лиепаи и порта. К этому времени на внутреннем рейде Вентспилса скопилось несколько судов. Противовоздушная оборона Вентспилсского порта была слабой. Командир дивизиона капитан-лейтенант А. Финочко получил приказ перебазировать пограничные катера в Вентспилс и осуществить там прикрытие судов от налетов авиации. Утром того же дня несколько пограничных катеров под командованием капитан-лейтенанта А. Финочко вышли из Лиепаи. Во время перехода катера несколько раз были атакованы вражеской авиацией.

Из вахтенного журнала ПК-212: «За время перехода из Лиепаи в Вентспилс катер, следовавший в составе дивизиона, отразил четыре налета вражеской авиации...».

Трудно пришлось экипажу катера, которым командовал старший лейтенант Г. Ф. Минин. Катер одновременно атаковали три вражеских самолета. Благодаря мужеству, стойкости и высокому боевому мастерству экипажа, особенно комендоров и самого командира, атаку удалось успешно отбить.

24 июня 1941 года в 13.00 катера дивизиона без потерь прибыли в Вентспилс. Гитлеровцы непрерывно бомбили город, морской порт. Пограничные катера сразу же вступили в схватку с вражеской авиацией, ведя интенсивный заградительный огонь. Вскоре фашисты убедились, что именно катера создали боевую устойчивость противовоздушной обороны. Авиация противника перенесла свои удары на пограничные катера. В тот день вражеские самолеты произвели шесть налетов на них. Но каждый раз меткий огонь комендоров и пулеметчиков заставлял противника ломать строй, сбивал выход отдельных самолетов на боевой курс, вынуждая фашистских летчиков к беспорядочному бомбометанию.

С необыкновенной храбростью, не зная передышки, сражались с врагом моряки-пограничники. Об этом свидетельствует боевое донесение командира дивизиона капитан-лейтенанта А. Д. Финочко: «26 июня противник предпринял торпедную атаку торговых судов, стоявших в аванпорту. Катера дивизиона приняли участие в отражении налета торпедных катеров, и их атака не увенчалась успехом. Три торпеды попали в мол, ограждающий аванпорт, а сами торпедные катера ушли, не приняв боя...».

В первые дни войны активное участие в обороне Лиепаи и Вентспилса, проявляя мужество и героизм, приняли командир катера главстаршина Васюк, рулевой Н. Лунгар, старшина 2-й статьи Аксютин, краснофлотцы Шагаренко, В. Маляржик, старший политрук М. Овчарук, воентехники А. Трошин, А. Архипов, краснофлотец С. Юков и многие другие.

Вечером 27 июня возникла угроза захвата Вентспилсского порта. На следующий день командир дивизиона А. Д. Финочко получил приказ о передислокации на остров Сааремаа (Эзель). Дивизиону была поставлена боевая задача: при передислокации не оставлять в порту ни одного судна. Несмотря па яростное противодействие противника моряки-пограничники 2-го дивизиона вывели из Вентспилса шестнадцать судов и кораблей.

Катер лейтенанта А. Левшина шел головным в колонне охранения транспортов. 28 июня моряки обнаружили вражеские торпедные катера и огнем пушек и пулеметов заставили их отказаться от атаки. Ирбенский пролив оказался заминированным, командование дивизиона приняло решение идти в бухту Трийги через пролив Соэла. Тем не менее, не доходя примерно пяти миль до поворота в пролив, два катера подорвались на минах и затонули. «Морские охотники» спасли оставшихся на плаву членов экипажей.

В эти напряженные дни, когда было не до сна и отдыха, капитан-лейтенант А. Д. Финочко дает короткую телеграмму родителям: «С начала войны нахожусь в боях. Жив, здоров. Ваш Александр». В письме жене, эвакуированной вместе с другими семьями из Лиепаи 22 июня, он пишет: «Лиепаю мы оставили 24 июня утром. Сейчас я нахожусь на о. Эзель, пока жив, здоров, командую по-прежнему своим дивизионом. Все подчиненные мне люди, командиры живы. Находимся на передовых позициях в составе действующего флота...»

В первые дни войны катера дивизиона базировались в гавани Курессааре (Кингисепп). К этому времени имя капитан-лейтенанта А. Д. Финочко стало хорошо известно защитниками Моонзунда. В боях с противником моряки-пограничники показали образцы стойкости и героизма.

Начальник разведки гарнизона, оборонявшего Моонзунд, майор в отставке М. П. Павловский вспоминает о последних боях А. Д. Финочко: «Переправу личного состава и техники из порта Вирту поручили капитан-лейтенанту А. Финочко. В штабе знали: Алексей Дмитриевич ляжет костьми, но дело сделает. В мужестве и отваге этого замкнутого, малоразговорчивого моряка никто не сомневался, хотя знали мы его еще мало...»  Дивизион А. Финочко успешно справился с поставленной задачей.

В один из сентябрьских дней 1941 года два «морских охотника» под командованием А. Д. Финочко (со штабом дивизиона на борту) выполняли приказание снять с острова Рухну гарнизон. Когда они подходили к порту Куйвасту, гитлеровское командование бросило против балтийцев авиацию с заданием любой ценой уничтожить катера. Вражеские самолеты образовали «карусель» таким образом, что наши катера все время находились под ударом. Начался пожар на одном из катеров, другой катер взрывной волной выбросило на отмель. Но моряки-пограничники продолжали неравный бой. И все, кто был на береговом наблюдательном пункте (недалеко от порта Куйвасту) увидели, как сначала один, затем второй фашистский самолет, пустив шлейф дыма, врезались в воды залива.

До последнего сражался с врагом катер, на котором находился командир дивизиона А. Д. Фнночко со своим штабом. Но прямым попаданием вражеской бомбы катер был уничтожен.

Так погибли мужественные защитники Лиепаи, Вентспилса и Моонзунда: капитан-лейтенант А. Д. Финочко, батальонный комиссар А. И. Макаров, старшие лейтенанты К. Н. Варламов, К. В. Долинин, Ф. И. Лысачев, воентехники 2-го ранга П. Г. Юрченко, С. И. Попов, старший политрук М. Т. Овчарук, старшина мотористов Ф. Н. Щербина и многие другие моряки-пограничники.

Оставшиеся катера дивизиона пробились в Кронштадт и вошли и состав истребительного отряда охраны водного района, где воевали до полной победы над врагом. И в каждом бою моряки-пограничники были верны памяти павших, пулей и снарядом мстя врагу за смерть боевых друзей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Горшков С. Г. Предисловие

Кузнецов Н. Г. Накануне

Бои за Лиепаю

Смирнов С. С. Не померкнет никогда

 

1. ГРУДЬЮ ПРЕГРАДИЛИ ПУТЬ ВРАГУ

 

Якушев В. И. Заставы подняты по тревоге

Попова Ж. Ф. Чтобы Родина цвела       

Попова Ж. Ф. В небе Лиепаи        

Орлов А. И. Полк принимает бой

Чудновский С. Я. Под шквалом огня

Железцов В. А. Стояли насмерть

Беджанян О. Д. Снайперские выстрелы

Шевченко М. П. До последнего снаряда        

Решетников И. П. Первый бой

Архаров В. В. Артиллеристы, точней прицел!      

Клейн. А. X. На выручку

Попова Ж. Ф. Я — сын трудового народа     

Иванов О. Д., Чечеткин В. А. Комендант укрепрайона

Рябикин В. П. Тайна Зиргусилса

Дедаев Ю. Н. Слово о моем отце

Попова Ж. Ф. Поиск завершен

 

2. МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ

 

Шарандак В. И. В бой вступают моряки-пограничники

Савченко В. И. Человек трудной судьбы       

Попова Ж. Ф. Полковой комиссар Поручиков

Тимашков Ф. К. Первые залпы войны

Попова Ж. Ф. Последний бой       

Ермилов С. К. Авиаторы флота наносят бомбовые удары

Гуськов В. А. Так начиналась война

Грищенко П. Д. Войной проверены рули      

Карповский Н. С., Чечеткин В. А. Два солдата

Стрелов А. Б. Курсанты стояли насмерть      

Московчук В. Е. Стажировка... в бою

Лепешков С. И. Друзья познаются в беде

Лепешков С. И., Чечеткин В. А. Морской батальон

Татаров А. С. Коммунисты, вперед!

Ободовский М. С. На позиции — курсанты

Попова Ж. Ф. С именем Ленина

Амосов И. С. Мы — ленинцы

Носачев И. С. Прощание с кораблем

Федорченко В. Г. Огонь по фашистским самолетам

 

3. ВОИНЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

 

Дедюлин В. И. Начсандив Косников

Чинченко И. И. Клятве верны

Дедюлин В. И. Люди с добрым сердцем        

Виксне А. А. Янис Коса, врач и борец

 

4. ВМЕСТЕ С АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

 

Савченко В. И. Третья сила обороны

Клява Л. М. В те грозные дни

Павлович А. А. Два долгих дня

Ковалишин И. П. Они погибали, но не сдавались

Клейн А. X. Столкновение

Керве Р. М. Тюльпаны, полные солнца

Янушка А. Е. Дайте мне задание

Яунзем П. Я. На последнем рубеже      

Чечеткин В. А. Биография подвига       

Грейгут Р. Я. Автограф на нотном листе

Калнинь В. В. Солнечные краски

Рудзит А. А. Традициям верны

 


 

Редакционная коллегия:

доктор исторических наук В. И. Савченко, А. А. Рудзит, В. А. Чечеткин, Ж. Ф. Попова, А. Е. Янушка

Составители:

Владимир Алексеевич Чечеткин, Аустра Адамовна Рудзит

Рецензенты:

Г. А. Аммон, доктор исторических наук, профессор;

В. И. Савченко, доктор исторических наук

Оформление — художника Вит. Ковалёва

 

Редактор: Н. Лебедева Художественный редактор: Э. Гаркевичс Технический редактор: В. Бралена Корректор: В. Ковалева