Ровно 75 лет назад, а именно, 27 января 1944 года, вечером, по Ленинградскому радио прозвучало сообщение, что Ленинград полностью освобождён, что блокада, длившаяся бесконечно долгих 900 дней, закончилась.
Труден был путь к этому событию. В июле-сентябре 1941 года, превосходившие в численности и силе немецкие войска группы армий «Север», сумели преодолеть упорное, героическое сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и к Ладожскому озеру, взяв в кольцо город. Но и тогда им не удалось сломить дух защитников и жителей героического города. Они продолжали бороться в окопах и у станков на заводах, невзирая на жесточайшие обстрелы, бомбежку и… голод и холод – злейших врагов, также безжалостно уносивших жизни детей, взрослых стариков, как пули, снаряды и бомбы. Именно на голод больше всего рассчитывали гитлеровцы, взяв в огненное кольцо Ленинград. Число жертв блокады этого города по разным подсчетам составляет от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек.
На протяжении всего длительного периода осады силами войск Ленинградского и Волховского фронтов, Краснознамённого Балтийского флота, Ладожской и Онежской военных флотилий были отражены все атаки врага. Отрезанный город со страной связывала только Дорога жизни – единственная транспортная магистраль, по которой через Ладожское озеро осуществлялись перевозки в период с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации – на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.
Только в январе 1943 года в результате прорыва советских войск положение жителей и защитников блокадного Ленинграда несколько улучшилось. Через образовавшийся коридор в 8-11 километров город получил сухопутную связь со страной. Но угроза со стороны немецко-фашистских войск оставалась.
Благоприятные условия для нового наступления под Ленинградом сложились в начале 1944 года. К этому времени Красная Армия одержала крупные победы над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом, на Курской дуге, Левобережной Украине и в Донбассе, в битве за Днепр. 14 января 1944 года, началась Ленинградская-Новгородская наступательная операция.
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден. Вечером того же дня в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий. 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий салютовал доблестным войскам Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийскому флоту.
В исторических боях за освобождение Ленинграда Краснознаменный Балтийский флот принимал самое активное участие. Войскам Ленинградского фронта и частям Балтийского флота, участвовавшим в прорыве обороны немецко-фашистских войск под Ленинградом, была объявлена благодарность Верховного Главнокомандования, а наиболее отличившиеся соединения и части получили почетные наименования «Красносельских», «Гатчинских», и «Ропшинских».
Историческая победа под Ленинградом радикально изменила положение, у советских войск появились условия для дальнейших наступательных операций.
Сегодня освободителей, а также защитников и жителей блокадного Ленинграда можно встретить и в Латвии, в том числе в Лиепае.
Еще несколько лет назад в Лиепайском обществе ветеранов войны и труда насчитывалось 111 защитников Ленинграда и жителей блокадного Ленинграда. Ежегодно 27 января жители блокадного Ленинграда, а также его защитники и освободители собирались у одного из городских памятников или в помещениях Лиепайской русской общины, где в торжественной обстановке их поздравляли с праздником, вручали подарки и цветы. Но с каждым годом число это становится меньше. Еще три года назад насчитывалось около 30 блокадников, а сегодня осталось всего 19 человек:
Адольфи Нина Федоровна
Бальтер Луиза Игнатьевна
Горбачев Анатолий Яковлевич
Денисевич Галина Николаевна
Дехтерева Анастасия Алексеевна
Епишин Борис Дмитриевич
Кадинова Елена Кузьминична
Калентьева Евгения Андреевна
Келехсашвили Наталия Игорьевна
Козлова Нина Михайловна
Козенко Вера Александровна
Колушкин Георгий Григорьевич
Меринова Сильва Александровна
Павлов Лев Сергеевич
Рогачева Юлия Александровна
Старцева Реллина Павловна
Степанова Александра Фёдоровна
Трачевский Валерий Леонидович
Чернышева Нинель Андреевна
Половине из них 90 и более лет. Самому старшему Колушкину Георгию Григорьевичу 97 лет, а Степановой Александре Федоровне и Бальтер Луизе Игнатьевне – 95.
Не все они из-за возраста или болезни могут посещать мероприятия, и собираться становится все труднее. Но все же о жителях и защитниках героического Ленинграда не забывают и сегодня. В этот День Воинской Славы цветы и подарки тем, кто не смог прийти на встречу, передадут активисты ЛОВВиТ.
Подвиг, совершённый ленинградцами и защитниками города в годы Великой Отечественной войны, БЕССМЕРТЕН!
27 января участники обороны, а также жители блокадного Ленинграда, ныне проживающие в Лиепае, встретились в центре города, где им были вручены цветы и скромные подарки. Вместо тех, кто уже сам не смог присутствовать на мероприятии, пришли их близкие и председатели микрорайонов Лиепайского общества ветеранов войны и труда. Поздравить ветеранов с 75-летием полного снятия блокады Ленинграда не забыли представители общественности. Особенно полезной эта встреча была для молодежи. Здесь из уст ветеранов можно было услышать подлинные истории, потрогать руками медаль «За оборону Ленинграда».
* * *
Своими воспоминаниями в канун Дня Воинской Славы поделилась внесшая свою лепту в освобождение блокадного Ленинграда ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РОГАЧЕВА:
– Родилась я в городе Красный Холм Калининской области в 1928 году. В 1932 году наша семья – мама, папа, я и полуторагодовалая сестренка – переехала в Ленинград. Папа, Александр Николаевич Луканов, устроился на работу. Мама – Анна Алексеевна, была домохозяйкой, занималась нашим воспитанием.
Наше детство было обычным. Мы ходили в школу, учились. Летом купались в речке Бараевке, впадавшей в Неву. И в 22 июня мы с сестрой пошли купаться на речку, когда по громкоговорителю объявили о начале войны. Всех детей тогда было решено эвакуировать под Ленинград. Там мы пробыли три месяца. Но потом приехала мама и забрала нас. Мы возвращались в Ленинград, когда немцы уже начали активные бомбардировки. К счастью, наш поезд добрался до места благополучно.
Первая зима была очень тяжелой. Нас спасало то, что папина двоюродная сестра работала врачом. Она приносила нам капустные листья, соль, картофельные и другие очистки… Потом тетю перевели в санчасть, и нам пришлось выживать самим. Однажды мы попытались поджарить даже чайный гриб. Сейчас я уже не помню, каким он был на вкус…
Есть хотелось постоянно. Люди умирали, падая прямо на улицах, или у себя дома. Часто можно было увидеть детей или взрослых, везущих на санках трупы, завернутые в простыню или в коврик. Люди погибали от голода и холода, от обстрелов и бомбежек. На Невской стороне даже таблички висели, по какой стороне опасно ходить.
Поскольку мы жили возле Малой Охты, то снаряды к нам редко долетали. И бомбили нас реже. Но все же зажигалки на крышах тушить приходилось. Нас спасала также близость Невы. Там и воду можно было набрать и корюшкой запастись. Нет. Мы ее не ловили. Просто мы собирали ее с трупов, которые выбрасывало на берег. Корюшка залезала им в рот, уши… По весне на берегу можно было нарвать лебеды, крапивы, чтобы сварить суп.
В 1942 году не стало нашего папы. Он работал на судоремонтном заводе на Охте. Однажды во время бомбежки папа упал с корабля в Неву. Он тогда сильно простудился, долго болел, а однажды на улице упал и замерз. Его долго искали товарищ с работы, и мы. Нашли в одном из сараев, где складывали тела неопознанных. Тело было таким закоченевшим, что не вмешалось в гроб, пришлось ломать конечности…
К тому времени мы с сестрой пошли работать. Мне было 14 лет. Я устроилась на завод №900 «Северный пресс». В лакокрасочном цехе мне доверили красить гранаты, бомбы. Когда завод начал изготавливать аппаратуру для кораблей, меня направили учиться на монтажницу. Три месяца нам приходилось работать только по ночам, так как в городе не хватало электричества. И трамваи не ходили. Хорошо я жила, недалеко от завода – всего в трех или четырех трамвайных остановках. Потом стали работать с восьми утра. До которого часа уже не помню, очень уставала.
Сестра Лидия, 1929 года рождения, устроилась в банк. Сказались ее природные склонности. Она и в жизни отличалась бережливостью, расчетливостью. Мы получали пайки по 125 граммов хлеба. Я и мама быстро съедали свой хлеб, а сестра отламывала кусочек, а остальное прятала в железную банку. Потом доставала оттуда по кусочку и ела.
Мама тоже начала работать.
Когда объявили о полном освобождении Ленинграда, то на улицах началась стрельба в воздух из разного оружия. И наши работники с завода тоже стреляли из ракетниц. Правда, я так ослабела за время блокады, что даже ракетницу в руках удержать не могла…
Юлия Луканова с мужем Сергеем Степановичем Рогачевым.
Юлия Александровна работала на заводе до 1952 года. В 1950 году вышла замуж за Сергея Степановича Рогачева – участника войны с Японией. Он воевал на корабле, а потом был направлен на учебу в Ленинград в военно-политическое училище. Впоследствии С. Рогачева направили служить в Лиепаю, куда он и прибыл вместе с женой.
Юлия Рогачева с мамой Анной Алексеевной Лукановой и дочерью Наташей (слева).
Здесь в семье Рогачевых в 1953 году родилась дочь Наташа, а спустя два года родилась вторая дочь, которую назвали Ириной. Наталья выучилась на экономиста, а Ирина окончила техникум, стала бухгалтером. Вначале Ю. Рогачева занималась воспитанием дочерей, а потом пошла работать телефонисткой в воинскую часть. Трудовая биография Юлии Александровны завершилась в 1996 году. А в 2002 году ушел из жизни ее муж Сергей Степанович Рогачев.
Ю. Рогачева удостоена медалей «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».