Главная » Подвиг Солдата » Ж » Жолудев Леонид Иосифович

Жолудев Леонид Иосифович

 

 

1922 - ?

 

Родился в 1922 году в деревне Горка Пустошского района Псковской области. Окончив среднюю школу, работал в колхозе.

В июле 1941 года призван в Красную Армию. Принимал участие в боях под Ржевом. Окончил школу младших командиров, в звании сержанта был направлен в отдельный батальон связи. Дальнейшая служба связана с реактивной артиллерией. В составе 57-го гвардейского минометного полка принимал участие в боях за Сталинград, в ликвидации окруженной группировки немцев в районе Корсунь-Шевченко. Великую Отечественную войну закончил в Венгрии.

В должности помощника командира взвода участвовал в войне с Японией. За проявленные мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды и многими медалями. Уволен в запас в 1945 году. Двадцать восемь лет проработал инспектором ГАИ. Награжден медалями «3а доблестный труд» и «50 лет Советской милиции». С 1975 года работает шофером в рыболовецком колхозе «Большевик».

 

ЗАЛПЫ ГВАРДЕЙСКИХ МИНОМЕТОВ

 

В июле сорок первого года два мощных залпа первой экспериментальной батареи реактивных установок под Оршей возвестили о рождении нового вида оружия - советской реактивной артиллерии,

В дальнейшем мне довелось неоднократно видеть, как внезапный массированный огонь реактивных установок не только эффективно поражал не укрытую живую силу и боевую технику противника, но и оказывал огромное моральное воздействие на его солдат и офицеров.

Когда прозвучали залпы реактивных установок под Оршвй, я только что одел военную форму. После неудачной попытки поступить в военное интендантское училище возвратился в родное село Горка на Псковщине, где и застала меня весть о начале войны. В начале июля меня призвали в Красную Армию. Под Москвой вражеская авиация разбомбила наш эшелон. Я оказался под Ржевом. До февраля 1942 года служил в отдельном батальоне связи, где учился в школе младших командиров, и мне было присвоено воинское звание сержанта.

В феврале 1942 года я снова оказался в Москве, где формировался 311-й отдельный дивизион реактивных установок. Меня назначили командиром отделения связистов во взводе управления. В апреле того же года наш отдельный дивизион был направлен на Юго-Западный фронт. Враг был силен, нашим войскам приходилось вести тяжелые оборонительные бои. Наш дивизион перебрасывали с одного участка фронта на другой. Приходилось ежедневно делать броски на расстояние ста-ста пятидесяти километров.

Наступал 1943 год. На советско-германском фронте произошли большие изменения. В ноябре сорок второго года войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов окружили в районе Сталинграда 330-тысячную вражескую группировку. Это было начало великого перелома в ходе войны. А перед этим были тяжелые оборонительные бои, в которых мне в составе дивизиона реактивных установок пришлось участвовать. В памяти остались тяжелые бои под Клетской.

Уже в ходе боев дивизион был пополнен реактивными установками и преобразован в отдельный полк реактивной артиллерии.

Фашистская авиация постоянно охотилась за нашими установками. Поэтому большое внимание уделялось оборудованию боевых порядков. На огневых позициях расчищались и подготавливались площадки для установок, сектора для ведения огня, оборудовались укрытия для боеприпасов, блиндажи и землянки для личного состава, аппарели для автомашин. Все это тщательно маскировалось.

В дивизионе существовала взаимозаменяемость. После гибели командира одной из установок мне пришлось его заменить, и в этой роли я провел почти все трудные дни оборонительных боев под Сталинградом. Нередко вели огонь по наступавшему противнику всем полком. Наступило время, когда отступать было некуда. Все реже меняли огневые позиции. Потом пришлось зарыться в землю, чтобы вести огонь прямой наводкой.

Наступило время по ликвидации окруженной вражеской группировки. Помню, как от взрывов реактивных снарядов на вражеских позициях содрогнулась земля даже на переднем крае наших войск. Это напоминало бомбежку. Залп всего полка продолжался всего пятнадцать минут. Мощь этого удара оставила неизгладимое впечатление у воинов, особенно у тех, кто впервые наблюдал действия этого орудия.

Реактивные снаряды легли точно в цель. Когда двинулись вперед, мы увидели, как фашистские опорные пункты были густо покрыты воронками до двух с половиной метров в глубину и до шести метров в диаметре. Были разрушены траншеи, ходы сообщения, блиндажи, окопы для орудий и пулеметов.

В ходе ликвидации окруженных войск противника наш полк непрерывно находился в боевых порядках наступающих. Теперь нам не страшна была авиация противника, действия которой были сведены на нет нашими самолетами. Все чаще звучала команда:

- Расчет, по местам!

При ведении огня в кабине автомашины оставались шофер и командир расчета установки.

- Высота... Угломер... Бусоль...

Быстро приведена в действие установка. Короткая, как выстрел, команда:

- Огонь!

Крутанул ручку стрельбы. Грохот. Дым. Огненный хвост. Взрывы реактивных снарядов. Отъезжаем для перезарядки установки и снова на передовую. Многие сотни, тысячи снарядов выпустил полк за время боев за Сталинград и при ликвидации окруженных фашистских войск. За боевые действия под Сталинградом полк стал именоваться 57-м гвардейским полком реактивной артиллерии.

Как командир отделения связистов, затем расчета реактивной установки в дни боев за Сталинград я был награжден медалью "За отвагу". Как самую дорогую реликвию военных лет храню "Удостоверение за участив в героической обороне Сталинграда". Среди моих боевых наград почетное место занимает медаль "За оборону Сталинграда", которую мне вручили в канун 1943 года.

В тяжелых боях за Сталинград полк понес потери в живой силе и технике. Еще в ходе оборонительных боев полк потерял несколько артиллерийских реактивных установок. Поэтому после ликвидации окруженной под Сталинградом группировки фашистских войск наш полк был направлен в Москву. Здесь полк укомплектовали личным составом, пополнили недостающей техникой. Несколько месяцев ушло на обучение личного состава. За это время я приобрел еще одну специальность - стал шофером, что пригодилось мне и после окончания войны.

Нашему полку пришлось принять участие в январе 1944 года в районе Короунь-Шевченковской в ликвидации окруженной крупной немецко-фашистской группировки.

Враг предпринимал отчаянные попытки вырваться из окружения. Повсюду шли упорные бои. Полк перебрасывался с одного участка на другой. Во время этих боев мне пришлось исполнять обязанности командира отделения парковой батареи. В наши обязанности входила доставка снарядов, горюче-смазочных материалов. Подвоз производился только в ночное время, без света, под огнем вражеской артиллерии. Нередко приходилось самому садиться в кабину автомашины, ехать за снарядами.

Советское командование, не желая бесцельного кровопролития, предъявило окруженной группировке противника ультиматум с предложением сложить оружие. Однако немецкое командование отклонило это гуманное предложение. Нашим войскам ничего не оставалось делать, как приступить к решительным действиям.

Февральская вьюга замела дороги. Все потонуло в снежной карусели, под прикрытием которой гитлеровцы в последний раз предприняли отчаянную попытку вырваться из котла, уготовленного им советскими войсками. На острие сражения оказался наш гвардейский полк реактивной артиллерии. Залпы заглушили завывание вьюги.

17 февраля 1944 года окруженная группировка фашистских войск перестала существовать. Мне довелось с товарищами увидеть следы работы наших реактивных установок. Перед взором предстала тяжелая картина: покореженная вражеская техники - машины, орудия, полуобгоревшие трупы немецких солдат.

После Корсунь-Шевченковского сражения полк принимал участие в освобождении Молдавии, в ликвидации Ясско-Кишиневской группировки немецко-фашистских войск. Трудно передать ту радость, которую испытывал каждый из нас, когда позади осталась государственная граница СССР. Немцы откатывались под мощными ударами Советской Армии.

Как и в песне той поется «много верст в походах пройдено...» Позади река Прут. Освобождённые города и села Румынии, которую против воли народа фашистские заправилы втянули в войну. Затем Венгрия. Тяжелые бои в районе озера Балатон. Принимали участие освобождении Праги, где наш полк был придан 6-й гвардейской танковой армии, которой командовал генерал-полковник Кравченко.

В июне 1945 года под Прагой полк погрузился в эшелоны.

Война с Японией. Молниеносный разгром Квантунской армии японцев. Пришлось преодолевать Хинганский перевал. Вступление в Мукден. Однако реактивные установки не пришлось расчехлять. 57-й гвардейский Рымникский, теперь уже и Хинганский орденов Кутузова и Александра Невского полк реактивной артиллерии с честью прошел дорогами Великой Отечественной войны.

 

Источник


СЛОВО О ВЕТЕРАНАХ ВОЙНЫ  - Лиепайский рыболовецкий колхоз «Большевик» Лиепая 1985