Главная » Библиотека » Защитники Лиепаи » НА ПРОРЫВ ВРАЖЕСКОГО КОЛЬЦА

Защитники Лиепаи

Документальный очерк

 

Роман Андреевич Белевитнев

Андрей Филиппович Лось

 

ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

РИГА 1963


 

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

 

НА ПРОРЫВ ВРАЖЕСКОГО КОЛЬЦА

 

Бойцы 67-й дивизии, моряки, рабочие-добровольцы, выделенные для прорыва, подготовились к выполнению поставленной задачи. Утро они встретили в перестроенных за ночь боевых порядках.

Солнце, поднявшееся из-за соснового бора, вызолотило песчаные приморские дюны, засветилось маленькими оранжевыми огоньками в росистой траве.

На сравнительно небольшом участке между морским побережьем и Тосмарским озером, где последние дни шли особенно ожесточенные схватки, стояла необычная тишина.

По-видимому, обескровленные немецкие полки, решили передохнуть, собраться с силами. Их самоуверенные главари считали, что судьба защитников Лиепаи предрешена. Со всех сторон, с суши и моря они были окружены несколькими поясами, через которые им, мол, никогда не пробиться.

Фашисты заметили приближающиеся колонны защитников города только тогда, когда они миновали хутор Кубили и подходили к Шкедской школе. Немцы открыли огонь. Но в это время ударили последними снарядами батареи береговой артиллерии, оставшиеся в строю орудия, зенитные установки.

Бой вспыхнул и развернулся с необычайной силой и ожесточением. Майор Кожевников лично вел в атаку поредевшие подразделения своего полка. Стрелки ворвались на позиции гитлеровцев, крушили врага гранатами, били штыками и прикладами.

Лейтенант Николай Федоров с горсточкой бойцов, оставшейся в его роте, выбил фашистов из окопов, оседлал дорогу на Шкеде. Гитлеровцы, собравшись с силами, атаковали храбрецов, пытались любой ценой возвратить потерянные позиции. В этот момент поднял свой взвод лейтенант Белов, вклинился в боевые порядки противника, завязал с ними неравный бой.

Слева от дороги прорывались вперед моряки полуэкипажа, матросы с эскадренного миноносца, подводники.

Командир отделения Николай Смирнов, обходя дюны, пробрался с моряками к берегу моря, к которому примыкал фланг противника. Николай Баранов первым набросился на фашистский пулемет, преграждавший путь наступающих моряков.

Пулеметная очередь сразила отважного моряка. Упав на землю, он выхватил из-за пояса последнюю гранату и метнул ее к пулемету. Вражеская огневая точка замолчала. Моряки поднялись из-за дюн и решительным броском ринулись вперед.

 

 

Старший сержант Н. Смирнов, участник боев за город.

 

Смелая атака моряков на левом фланге помогла стрелкам удержать дорогу на Шкеде. По ней тот же час устремилась колонна прорывавшихся подразделений. Впереди этой колонны на броневичке, припав к пулемету, ехал полковой комиссар Котомин.

Гитлеровцы весь свой огонь обрушили на этот броневичок. Снаряды рвались рядом с ним, их осколки барабанили по тонкой броне, но машина продолжала двигаться. Ни на шаг от нее не отставали бойцы. Следуя примеру комиссара, они на ходу стреляли по наседавшим справа гитлеровцам, вырывались из их кольца.

Но вот бронемашина накренилась на один борт, застыла на месте и задымила. Из нее, как и минуту назад, стрелял пулемет. Комиссар прикрывал своих бойцов до последнего дыхания.

К месту прорыва двигались новые подразделения, рабочие отряды. Среди них бойцы видели Микелиса Буку, Яниса Зарса и других партийных и советских работников. Здесь были и полковник Бобович, работники штаба дивизии.

Пока впереди шел бой, все они остановились у хуторка, стоявшего чуть в стороне от дороги. Бука и Зарс последний раз обернулись в сторону полыхавшего в огне города, где прошли их тревожная молодость, годы тяжелой, полной лишений подпольной борьбы. Нелегко было у них на душе. Они делали все, что могли, чтобы отстоять родной город, только почувствовавший радость свободной жизни. Но они твердо верили в то, что возвратятся сюда, будут продолжать начатое дело.

— Успела ли твоя жена, Янис, добраться до Риги? — спросил Бука у Зарса.

На третий день войны Микелис Бука вручил Августе Заре, которая пешком уходила из города, небольшой ящичек с документами, случайно оставшимися в горкоме после отправки архива, чтобы она передала их в ЦК КП Латвии. Он надеялся на эту женщину, верил, что она сделает все, чтобы выполнить поручение.

Даже в эти тревожные минуты первый секретарь горкома партии думал о судьбе каждого человека, с которым он работал.

У хуторка появился Имант Судмалис. Он разыскал Буку, чтобы поговорить с ним, получить указание.

— Город не сдается, борется и будет бороться, — сказал Имант Судмалис, собираясь обратно в Лиепаю.

На дороге показались машины с ранеными. Эвакуация их была делом сложным и трудным. Отправить транспортами по морю оказалось невозможным. Один из пароходов, заполненный ранеными, был потоплен гитлеровцами. Ночью вражеский снаряд попал в цистерны с мазутом. Возник пожар. Горящая жидкость разлилась по каналу. К порту нельзя было подойти. Заместитель начальника базы по политчасти Дьяченко, работники морского госпиталя с ног сбивались, чтобы раздобыть машины и отправить на них раненых.

На одной из машин с ранеными следовала отважная медицинская сестра Лидия Сиянович. Врач Соболев, зная, что Лидия беременна, отправил ее побыстрее в надежде, что машина вырвется из вражеского кольца.

Под Шкеде не умолкал бой. Роты 56-го и 281-р стрелковых полков, моряки и рабочие отряды метр за метром продвигались вперед, расширяли проход, пропускали подразделения, машины с ранеными. Не раз гитлеровцам удавалось перекрыть дороги, потеснить и отбросить советских бойцов. Тогда они снова, собравшись с силами, ломали и размыкали вражеское кольцо. Погиб в неравном бою майор Кожевников. Ранен полковник Бобович. Вышел из строя командир зенитного дивизиона капитан Суханов. Не мог больше продвигаться и политрук Сиянович — пуля раздробила ему ногу. Большие потери несли и рабочие отряды.

Прорывавшимися подразделениями руководил теперь майор Мезенцев. Это был молодой и энергичный командир, многому научившийся у генерала Дедаева. Все первые дни войны он был рядом с командиром дивизии, выполнял самые важные его поручения.

Бой на Шкедской дороге не прекращался и наступившей ночью. Смелыми атаками многие защитники города, под покровом темноты, сумели просочиться через оборону немцев, выйти к Тукумсу и Елгаве.

В одной из боевых групп продвигались на Шкеде Микелис Бука и Янис Зарс. Вместе с красноармейцами они отбивались от наседавших гитлеровцев. Казалось, вот-вот вражеское кольцо останется позади. Но фашисты усилили огонь, перешли в контратаку. Бука и Зарс дрались стойко и мужественно, пока в груди их бились сердца. Всю жизнь они шли и боролись рядом, плечом к плечу. Рядом они и пали в этом бою за свободу и счастье Советской Родины.

Бои по прорыву из окружения по своему ожесточению можно сравнить лишь с самыми напряженными схватками, которые приходилось выдерживать защитникам Лиепаи. Лицом к лицу с врагом встретились уже не раз побывавшие под огнем, бомбежками, в рукопашных схватках закаленные, возмужавшие за эти дни красноармейцы и моряки, пограничники и рабочие-добровольцы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

 

ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР


Редактор И. Мархель

Худ. редактор В. Грант

Техн. редактор Н. Ликумс

Корректор Д. Вейде