Главная » Библиотека » Защитники Лиепаи » ГИБЕЛЬ ГЕНЕРАЛА ДЕДАЕВА

Защитники Лиепаи

Документальный очерк

 

Роман Андреевич Белевитнев

Андрей Филиппович Лось

 

ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

РИГА 1963


 

ГИБЕЛЬ ГЕНЕРАЛА ДЕДАЕВА

 

Четвертый день шли кровопролитные бои. За эти дни зоркие, вдумчивые глаза генерала Дедаева видели столько, сколько в обычных, мирных условиях не увидишь и за многие годы. Самые обыкновенные, внешне ничем не примечательные люди становились героями, в трудные минуты раскрывали такое богатство и щедрость души, перед которыми блекло все остальное.

Генерал не раз восхищался тем, как вели себя в боях майор Кожевников и капитан Жуков, лейтенант-пехотинец Федоров и старший лейтенант-артиллерист Манохин, капитан Дубровин и сержант Мальков, старший лейтенант Ахрамеев и сержант-минометчик Петров, политрук Гуртовой и лейтенант Белов, подполковник Есин и капитан Славягин, полковник Корнеев и капитан третьего ранга Орлов, капитан Вахтерман и медицинская сестра Лидия Сиянович, связист Малик и майор Мезенцев, капитан Суханов и техник Санников, младший политрук Королев и старший лейтенант Пронин. Просто, без какой-либо рисовки, они переносили любые трудности, шли на самые невероятные испытания и не подразумевали, что совершают подвиги, перед которыми будут преклоняться многие и многие поколения.

С большой теплотой думал генерал о городски товарищах Микелисе Буке, Янисе Зарсе, Иманте Судмалисе, Янисе Янушке, Артуре Петерсоне, о металлургах, портовиках, судоремонтниках и железнодорожниках, влившихся в рабочие боевые отряды. В последние дни командир дивизии очень часто встречался и разговаривал с ними, видел их в боевых порядках, под огнем противника. Они вели себя с удивительным мужеством, на какое способны только люди с чистой, неподкупной совестью. Среди них были и подпольщики, много лет томившиеся в тюрьмах и молодые рабочие, впервые вставшие на путь сознательной жизни, и закаленные бойцы, и те, кто еще совсем недавно встал в общий строй строителей нового мира. Всех их — и красноармейцев, и бывших революционеров-подпольщиков, и простых рабочих — объединяло и сплачивало одно большое чувство любви к Советской Родине. Это чувство облагораживало их и удесятеряло силы.

«Не понять этого немецкому генералу Ломейеру»,— думал Николай Алексеевич Дедаев, возвращаясь на свой командный пункт.

Машина шла по дороге, огибавшей одинокие домики на окраине города. Он торопил водителя, спешил дать указания о дальнейшей обороне.

Над городом, как и все эти дни, висели вражеские бомбардировщики. Казалось, они и не оставляли лиепайского неба. Может быть, поэтому их меньше уже стали опасаться, а порой старались просто не обращать на них внимания.

Водитель хотел остановить машину, переждать, пока пройдут самолеты. Он уже сбавил скорость, но генерал положил руку на его плечо: «Поезжай, некогда ждать».

Нажав на педаль, водитель разогнал машину с тем, чтобы проскочить открытый участок дороги. Впереди уже маячил лесок, в тени которого можно было укрыться от преследования фашистских самолетов. И шофер и генерал скорее увидели, чем услышали, как по обшивке машины, по стеклу забарабанили пули. Николай Алексеевич схватился за грудь рукой, только что лежавшей на плече водителя, побледнел, скрипнул от боли зубами.

— Гони, гони! — кричал адъютант, наскоро перевязывая кровоточащую рану под гимнастеркой генерала.

Над машиной замелькали тени деревьев. Шофер, не спрашивая, свернул на дорогу, ведущую в госпиталь.

Среди тех, кто в госпитале встретил раненого генерала, была и медицинская сестра Лидия Сиянович. Врачи приняли все меры к тому, чтобы спасти жизнь командира дивизии. Но рана оказалась смертельной. В 12.00 25 июня генерал-майор Николай Алексеевич Дедаев скончался. Последние слова, которые он произнес, обращаясь к подоспевшим своим соратникам, полковому комиссару Котомину и полковнику Бобовичу, были сказаны твердо:

— Держаться... до последнего патрона...

Печальная весть о гибели генерала не поколебала боевого духа защитников города. Вскоре на командный пункт прибыли Микелис Бука и Янис Зарс. Вместе с полковником Бобовичем, полковым комиссаром Котоминым, представителями от моряков они обсудили план дальнейших совместных действий. Командование дивизией принял начальник штаба полковник Бобович. Он тут же отдал приказ прочно удерживать занимаемые позиции, экономить боеприпасы, стрелять только по видимым целям.

Вокруг города, на танкоопасных направлениях, выставлялись «ежи», изготовленные на заводе «Сарканайс металургс», копались глубокие противотанковые рвы, совершенствовались позиции стрелков и артиллеристов.

Город ощетинился. Лиепая металлургов и судоремонтников, рыбаков и грузчиков стала городом-солдатом.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая

Глава вторая

Глава третья

Глава четвертая

Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая

Глава девятая

 

ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР


Редактор И. Мархель

Худ. редактор В. Грант

Техн. редактор Н. Ликумс

Корректор Д. Вейде