Защитники Лиепаи
Документальный очерк
Роман Андреевич Белевитнев
Андрей Филиппович Лось
ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
РИГА 1963
ДРУЖНАЯ АТАКА
На командный пункт поступали донесения об отбитых атаках на всех участках. Полковник Бобович наносил на карту положение вражеских войск. Генерал Дедаев ходил вдоль стола, изредка заглядывая в карту, на которой синим карандашом были обведены рощи и перелески, где замечено скопление немецких войск, стрелками показаны направления движения их колонн.
— Немцы стягивают сюда свои силы. Им не терпится ворваться в город. Атаки они будут наращивать, — вслух рассуждал Дедаев. — Как думаешь, начальник штаба, что лучше: сидеть в окопах, у разбитых фортов и ждать атак или самим атаковать?
— Самим, конечно, самим, — сказал полковник Бобович. — И бить надо не растопыренными пальцами, а крепко сжатым кулаком.
— Значит, ты за общую атаку?
— Да.
— Так и будем делать, — решительно проговорил командир дивизии.
* * *
Всеобщая атака частей стрелковой дивизии, моряков и рабочих отрядов назначалась 24 июня в 10.00.
У развалин одного из фортов, где находился наблюдательный пункт командира 56-го стрелкового полка майора Кожевникова, собрались боевые командиры батальонов — раненый капитан Дубровин, капитан Шурыгин, начальник полковой школы капитан Докука. Пришли командиры поддерживающих артиллерийских подразделений старшие лейтенанты Манохин и Пронин. Уже третий день они не выходили из боя не раз смотрели смерти в глаза. Но после успешного отражения атаки они чувствовали себя бодрыми, готовыми к новым испытаниям.
Три ночи подряд не спал и командир полка. Глаза его были воспалены, лицо обветрилось, на нем резче обозначились складки. Говорил он коротко, обрубая фразы:
— Противник приутих, притаился. Утренней атакой он ничего не достиг. Попытается вновь возобновить наступление. Командир дивизии поставил задачу упредить врага, отбросить его от наших позиций. Наша атака должна быть дерзкой, стремительной.
Командиры подразделений, развернув карты, уточняли свои задачи, направление движения, порядок взаимодействия.
Майор Кожевников, командир 56-го стрелкового полка.
(Архив Лиепайского краеведческого музея.)
Ровно в десять часов по скоплению немцев ударила мощные орудия береговой обороны. Выдвинувшись вперед, огонь 23-й и 27-й батарей корректировал капитан Рябухин.
Береговым батареям вторили гаубицы 242-го артиллерийского полка и орудия 94-го легкого артполка.
После первого артиллерийского налета дымом и гарью затянуло передний край обороны противника. Трудно стало командиру дивизиона старшему лейтенанту Ахрамееву наблюдать за разрывами своих снарядов и корректировать огонь. А время было переносить его в глубину боевых порядков немцев.
Ахрамеев осмотрелся вокруг, и его взгляд остановился на возвышающейся церкви. «Вот откуда на десяток километров видно все, как на ладони», — мелькнула мысль у сметливого артиллериста.
Через несколько минут старший лейтенант был у церкви. Рядом рвались вражеские бомбы, дрожали стены, сыпались стекла — фашистские самолеты начали свой новый налет. Но ничего этого словно не замечал командир дивизиона. Смелый, ловкий, уверенный, он с биноклем в руках, с телефонным аппаратов за плечами, взбирался все выше и выше. Казалось вот-вот он сорвется, полетит вниз, не достигнув своей цели. Но еще одна минута, и Ахрамеев на самом высоком месте, под куполом. На огневые позиции донеслись его команды.
Батарея старшего лейтенанта Манохина открыла залповый огонь. Стволы накалились, дым из них окутывал орудийные окопы, у артиллеристов потемнели на спинах гимнастерки. Кто-то снял рубашку, и, оставшись в одной майке, продолжал подтаскивать снаряды. Сбросили пропотевшие гимнастерки и другие.
Вслед за огневым валом артиллерии из окопов поднялись стрелки батальонов Шурыгина, Дубровина, курсанты-моряки Орлова, отряды и группы рабочих во главе с Артуром Петерсоном, Имантом Судмалисом, Янисом Янушкой, Эрнестом Муциниексом, Фрицисом Арнисом...
От Лиепайского озера до озера Тосмаре все пришло в движение. Орудия, минометы, винтовки, карабины, автоматы заговорили на разные лады. Волна за волной двинулись вперед цепи защитников Лиепаи.
Первыми в расположение врага ворвались курсанты полковой школы, которой командовал капитан Докука Молодые, энергичные бойцы, готовившиеся стать командирами, всю свою ненависть и ярость обрушили на врага. В ход пошли штыки и приклады.
Рядом с курсантами крошили фашистов, выбивали их с позиций стрелки роты лейтенанта Прокофьева. Командир роты личным примером увлекал бойцов. Иногда он вырывался вперед, вступал в неравные схватки с гитлеровцами. Был момент, когда трое гитлеровцев насели на лейтенанта Прокофьева. Бойцы увидели, что командиру грозит опасность. Они бросились ему на выручку. Кто огнем, а кто прикладом уничтожили наседавших на командира врагов. Цепь атакующих продвигалась все дальше и дальше. Неотступно за нею шли минометчики. Лейтенант Васильев командовал им то установить минометы и дать залп по сопротивлявшимся фашистам, то — снова подхватить стволы и плиты и двигаться вперед, не отставая от боевых порядков стрелков. Командиры минометов сержант Петров и младший сержант Белов налету перехватывали команды лейтенанта, умело применялись к местности и вели меткий огонь.
Дружно, рука об руку с красноармейцами шли вперед металлурги отряда Эрнеста Муциниекса. Закаленные в труде, у мартеновских печей и прокатных станов, они и на поле боя с рабочей сноровкой громили ненавистного врага, оторвавшего их от любимого дела. Храбро дрались Арнольд Скудра, Е. Копштал, В. Гвоздь, Т. Витолинь, И. Грасманис, Г. Пинчук и многие другие рабочие.
Наступая, металлурги встретили впереди строчивший немецкий пулемет. Залегли под сильным огнем. Но вот кто-то из бойцов подготовил гранату и пополз к пулемету, скрываясь в густой траве. Вскоре до товарищей донесся оглушительный звук взрыва. Пулемет замолчал. Рабочие поднялись и устремились дальше.
До самого Гробини неотступно, по пятам преследовали гитлеровцев защитники города. Были захвачены пленные и два миномета. Немецкий генерал Ломейер поспешно оставил свой командный пункт у Гробиньского шоссе. На второй день в интервью корреспонденту фашистского листка «Ди фронт» Ломейер заявил: «С первого дня выяснилось, что для борьбы со столь хорошо укрепившимся врагом необходимы авиация и артиллерия».
СОДЕРЖАНИЕ
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР
Редактор И. Мархель
Худ. редактор В. Грант
Техн. редактор Н. Ликумс
Корректор Д. Вейде