Защитники Лиепаи
Документальный очерк
Роман Андреевич Белевитнев
Андрей Филиппович Лось
ЛАТВИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
РИГА 1963
ПО ВРАГУ НАНОСЯТСЯ ПЕРВЫЕ УДАРЫ
Части 67-й стрелковой дивизии готовились к бою. Со складов доставлялись боеприпасы, горючее, снаряжение. На подступах к городу воздвигались оборонительные сооружения. На помощь красноармейцам прибыли первые команды рабочих. Металлурги, портовики, железнодорожники, не уступая бойцам, ловко орудовали лопатами, кирками.
Артиллеристы, занявшие огневые позиции несколькими часами раньше, уже закатывали орудия в окопы, маскировали их.
Генерал-майор Дсдаев, осмотрев занимаемые частями дивизии позиции, был уже на командном пункт. Спокойный, сосредоточенный, он отдавал распоряжения штабным работникам, связывался со старшим командованием, моряками, авиаторами, пограничниками.
Моряки сообщили о выходе подводных лодок «Калев», «Лембита», «С-9», «М-74», «М-83», «М-84» и других в море. О первых жестоких схватках с врагом доносили пограничники. Они не дрогнули перед атаками полчищ немецко-фашистских войск, самоотверженно дрались за каждую пядь родной советской земли. Даже раненые, истекавшие кровью бойцы в зеленых фуражках, не выпускали из рук оружия.
В течение пяти часов горстка пограничников сдерживала бешеный натиск фашистов, рвавшихся в направлении Лиепаи. Только в полдень врагу ценой больших потерь удалось занять пограничный город Палангу.
Генерал Дедаев, помнивший храбрость русских солдат на фронтах первой мировой войны, героизм чапаевцев, буденновцев, котовцев в боях за молодую республику рабочих и крестьян, мог по достоинству оценить эти первые вести о беспримерной самоотверженности защитников Родины, выросших уже в годы Советской власти.
— Вот каких героев воспитала наша Коммунистическая партия! — сказал генерал, обращаясь к полковому комиссару Котомину. — С такими мы сумеем одолеть любого врага.
— Уверен, что бойцы нашей дивизии будут драться; с таким же мужеством, как н пограничники, — поддержал генерала комиссар. — Политработники расскажут всем бойцам и командирам о стойкости пограничников, об их подвигах.
— Пусть они, вместе с тем, еще раз напомнят нашим людям, чтобы они не теряли напрасно ни одной минуты времени, надежнее закрепились на занятых позициях — распорядился командир дивизии.
Солнце припекало все сильнее. Туман, затянувший с утра озера и низины, к полудню рассеялся. В голубом безоблачном небе стоял беспрерывный гул. Волна за волной плыли немецкие бомбардировщики, прикрываемые истребителями. Вокруг них то спереди, то позади появлялись белые облачка разрывов. Это вели огонь по вражеским стервятникам зенитчики 842-и и 503-й батарей. Им удалось сбить один из бомбардировщиков, и теперь немцы держались на почтительной высоте.
— Очень жаль, что наш зенитный дивизион еще не прибыл с полигона, — наблюдая за разрывами зенитных снарядов, говорил Дедаев. — Думаю, что к вечеру капитан Суханов со своим дивизионом будет здесь.
На командный пункт позвонили с аэродрома 148-го истребительного авиационного полка. Уцелевшие после вражеского налета самолеты поднялись в воздух, вступили в бой с авиацией противника, а потом штурмовали продвигавшиеся по дорогам моторизованные колонны немцев.
Во второй половине дня в бой включилась 43-я от-дельная гидроэскадрилья, базировавшаяся на озере Дурбе. Командир эскадрильи капитан Вахтерман, летчики Чернов, Тургенев, Калашников и другие подняли самолеты в воздух и взяли курс на юго-запад. Внизу между густым прибрежным лесом и болотом показалась извивавшаяся змеей лента шоссейной дороги. По ней из Паланги вытянулись на северо-восток колонн немецких танков, мотопехоты, артиллерии. С небольшими интервалами вражеские колонны следовали одна за другой, поднимая за собой тучи пыли.
Звездокрылые самолеты шли низко, чуть не задевая верхушки деревьев. Они развернулись и на бреющем полете обрушились на головную колонну немецкой мотопехоты. Удар был настолько неожиданным, что противник сразу не сумел открыть огонь из зенитных средств.
Несколько танков и автомашин запылало, колонна остановилась, в стороны разбегались серые фигуры фашистских солдат.
Воспользовавшись замешательством, наши авиаторы вновь прошлись над вражеской колонной, прострочили ее шквальным огнем из пушек и пулеметов.
Первый вылет был удачным. Эскадрилья не потеряла ни одного самолета. Капитан Вахтерман, доложив на командный пункт о результатах штурмовки и разведки, дал команду готовиться к новому вылету Авиатехники быстро захлопотали у машин. Бортмеханик Петр Захаров, старшины Просторов, Худяков, Маров, матрос Пальченко осматривали самолеты, заправляли их горючим, пополняли боеприпасами.
Бывалому авиатору Петру Захарову, участник боев на Хасане, не терпелось самому подняться в воздух. Об этом он сказал командиру эскадрильи.
— Нет, Петр Кузьмич, тебе и здесь на аэродроме работы хватит, — ответил капитан Вахтерман. — Летать будем без бортмехаников. Лучше возьмем п одной-две лишних бомбы.
П. К. Захаров, бывший бортмеханик 43-й отдельной гидроэскадрильи.
Спустя несколько минут эскадрилья вновь была в воздухе. На этот раз авиаторы зашли в хвост двигавшимся фашистским колоннам и, появившись над ними так же, как и в первый раз, внезапно, с бреющего полета нанесли сильный удар. Летчики Тургенев, Чернов, Калашников сбрасывали бомбы точно по целям, расстреливали из пулеметов и пушек метавшихся у дороги фашистов.
Около десяти вылетов сделала 22 июня 43-я отдельная гидроэскадрилья. К вечеру все самолеты возвратились на Дурбенское озеро. Ранен был лишь один стрелок-радист, которого тут же отправили в госпиталь.
Летчики готовились к новым боям.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
ХУДОЖНИК Р. БЕЙТНЕР
Редактор И. Мархель
Худ. редактор В. Грант
Техн. редактор Н. Ликумс
Корректор Д. Вейде