Главная » Библиотека » В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО... » ОГОНЬ ПО ФАШИСТСКИМ САМОЛЕТАМ!

В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...

 

Страницы героической обороны Лиепаи

 

 

 

РИГА «АВОТС» 1986


Каждый слог оперативной сводки

Дышит мощью точного огня,

Лижет море перископ подлодки,

Гордое спокойствие храня.

Грозного похода якорь выбран,

Дым войны над Балтикой опять,

Бьют орудья главного калибра.

Пробил час. Врагу не сдобровать!

Юрий Инге

 

В. Г. ФЕДОРЧЕНКО,

комендор-зенитчик эсминца «Ленин» в 1941 году

 

ОГОНЬ ПО ФАШИСТСКИМ САМОЛЕТАМ!

 

В ноябре 1939 года прямо со школьной скамьи (учился в средней школе) по специальному комсомольскому набору я был призван на флот. В Кронштадте получил специальность комендора-зенитчика. После окончания учебы служил на прославленном крейсере «Аврора», где первое время был дублером комендора-зенитчика. В первых числах апреля 1941 года пять человек: Бычкова, Лисицкого, Гречина, Носачева и меня — направили на Лиепайскую военно-морскую базу, на эскадренный миноносец «Ленин».

В конце апреля эсминец «Ленин» уже стоял в доке судоремонтного завода «Тосмаре». Хорошо помню своего командира БЧ-2 старшего лейтенанта Чеботаева, командира отделения старшину 1-й статьи Тарасенко. Командиром корабля был капитан-лейтенант Афанасьев, из командного состава помню еще старшего помощника командира корабля старшего лейтенанта Майского, старшего политрука Качурина, корабельного врача Амосова.

... Утром 22 июня 1941 года над нами появились самолеты. Заговорили зенитчики, было видно, как в шахматном порядке рвались вокруг самолетов снаряды. Однако попаданий не было. На эсминце не последовало команды стрелять по самолетам, и мы подумали, что начались общевойсковые учения. Через короткое время снова в сторону нашего аэродрома пролетели самолеты и раздались частые взрывы, поднялись столбы дыма.

Стало ясно, что это не учения, а война.

Находясь в доке судоремонтного завода, эсминец загружался минами, снарядами. В боевой готовности находились орудия, пулеметы, торпедные аппараты. Когда корабль вышел из дока на ходовые испытания, одна турбина нуждалась в небольшом ремонте. Наше зенитное орудие было в отличном состоянии, и расчет был готов в любую минуту открыть огонь. Утром 23 июня, когда снова появились вражеские самолеты, наше зенитное орудие вело яростный огонь по ним. Заградительный огонь зенитчиков не позволил фашистским стервятникам вести прицельное бомбометание по судоремонтному заводу и стоявшим в ремонте кораблям и подводным лодкам.

Командовал артиллеристами-зенитчиками командир старший лейтенант Чеботаев, а командир отделения старшина 1-й статьи Тарасенко вел огонь по самолетам противника из пулемета. В это время эсминец «Ленин» находился у причала завода около шлюза в док.

23 июня примерно в полдень была подана команда выйти в море. Но выход в море был отменен. Эсминец ошвартовался у стенки напротив здания полуэкипажа подплава. Потом последовал приказ орудийным расчетам поддержать наши войска, сдерживавшие яростный натиск врага.

Поздно вечером было приказано всему личному составу сойти на берег. На борту эсминца остались минеры со своим командиром. Перед тем как сойти на берег, сняли с орудий замки, выбросили их в воду. В ночь на 24 июня эсминец был взорван. Также были взорваны другие корабли, стоявшие в ремонте. Командир одной из подводных лодок отказался от взрыва и с неполным экипажем, без штурмана, который перед началом войны уехал в отпуск, вышел в море. Дальнейшая судьба этой подводной лодки мне неизвестна1.

Перед прорывом вражеского окружения, утром 27 июня, мне довелось снова увидеть эсминец. Он был переломан взрывом пополам, из воды выделялись носовая и кормовая части корабля, лишь его середина сильно погрузилась в воду.

С 24 июня мы не видели своего командира корабля, с нами на передовую позицию отправились старший лейтенант Майский, старший политрук Качурин, командир нашей БЧ старший лейтенант Чеботаев, командир торпедистов старший лейтенант Трофимов, корабельный врач Амосов. Вначале мы сражались в районе Черной речки. Особенно ожесточенными были наши контратаки на участке возле железнодорожного переезда.

В тот же день, 24 июня, во время одной из наших контратак, примерно в 12 часов дня, был тяжело ранен старший лейтенант Чеботаев, которого мы вынесли на руках, затем отправили в военно-морской госпиталь, где он и скончался. Во всех дальнейших атаках участвовали старший политрук Качурин, который был ранен в голову, но не покинул поля боя, старший лейтенант Майский. В первый день нашего участия в боевых действиях был тяжело ранен комендор-зенитчик Иван Федорович Лисицкий, которого также отправили в госпиталь. Пали в бою И. Бычков и И. Гречин — моряки нашей боевой части.

Утром 27 июня во время прорыва одиннадцать моряков, в том числе и я, сели на пожарную автомашину ЗИС-5. Шофером машины был краснофлотец, которого звали Мишей. Рядом с ним в кабине находился мичман морской береговой обороны. Когда мы выезжали за город в направлении Вентспилса, на контрольном посту стояли два красноармейца и командир. Мы уже знали, что город окружен. На крыле автомашины залег с ручным пулеметом один из моряков, на другом крыле — моряк с винтовкой и гранатами. По обоим бортам машины расположились с винтовками и гранатами остальные.

У нас была договоренность: первыми вступить в бой, вызвать огонь на себя и таким образом выявить местонахождение противника. Но нас не выпускали на шоссе. Воспользовавшись замешательством, шофер Миша тронул машину, нажал на газ, и она бешено рванула вперед. Вдогонку нам кричат, чтобы остановились. Возбужденные удачей, машем бескозырками. Мчащаяся машина, окрашенная в красный цвет, сверкала в лучах восходящего солнца. До опушки леса оставалось 500—600 метров. Вдруг по машине ударило вражеское оружие. Она внезапно остановилась, среди нас оказались раненые и убитые. Уцелевшие залегли в кювет, завязалась перестрелка. Следом за нами подошли машины со спаренными пулеметами, били по врагу с ходу.

— Ребята, наши!

На помощь спешили моряки эсминца «Ленин». Впереди старший политрук Качурин.

— Вперед, ленинцы! Бейте гадов!

Стремительной и дружной была атака. За моряками поднялись пехотинцы. Стремительный бросок вперед. Оглянулся — рядом комендор-зенитчик Носачев, старший электрик эсминца Потышев, краснофлотец Ермилин, старшина 1-й статьи Тарасенко. С нами были также Майский и Качурин.

Наш путь лежал на Вентспилс, но мы узнали, что город уже оставлен. Повернули на Тукумс. На подступах к городу нарвались па вражескую засаду. Ожесточенный был бой. Смертью героев пали старший политрук Качурин, старший лейтенант Майский, старшина 1-й статьи Тарасенко. Похоронив товарищей, мы двинулись в сторону Елгавы. Но и под Елгавой не обошлось без боя. После ожесточенной схватки мы лишились повозок с боеприпасами, продовольствием.

Разбившись на мелкие группы, стали пробираться на восток.

 

* * *

 

Фсдорченко Владимир Гаврилович, живет в Ростове-на-Дону, пенсионер.

 

1 Вышла в море по приказу начальника штаба КБФ и погибла с неравном бою с врагом лодка С-3 под командованием старшего лейтенанта Костромичева. — ЦВМА, ф. 9, д. 703, л. 10.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Горшков С. Г. Предисловие

Кузнецов Н. Г. Накануне

Бои за Лиепаю

Смирнов С. С. Не померкнет никогда

 

1. ГРУДЬЮ ПРЕГРАДИЛИ ПУТЬ ВРАГУ

 

Якушев В. И. Заставы подняты по тревоге

Попова Ж. Ф. Чтобы Родина цвела       

Попова Ж. Ф. В небе Лиепаи        

Орлов А. И. Полк принимает бой

Чудновский С. Я. Под шквалом огня

Железцов В. А. Стояли насмерть

Беджанян О. Д. Снайперские выстрелы

Шевченко М. П. До последнего снаряда        

Решетников И. П. Первый бой

Архаров В. В. Артиллеристы, точней прицел!      

Клейн. А. X. На выручку

Попова Ж. Ф. Я — сын трудового народа     

Иванов О. Д., Чечеткин В. А. Комендант укрепрайона

Рябикин В. П. Тайна Зиргусилса

Дедаев Ю. Н. Слово о моем отце

Попова Ж. Ф. Поиск завершен

 

2. МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ

 

Шарандак В. И. В бой вступают моряки-пограничники

Савченко В. И. Человек трудной судьбы       

Попова Ж. Ф. Полковой комиссар Поручиков

Тимашков Ф. К. Первые залпы войны

Попова Ж. Ф. Последний бой       

Ермилов С. К. Авиаторы флота наносят бомбовые удары

Гуськов В. А. Так начиналась война

Грищенко П. Д. Войной проверены рули      

Карповский Н. С., Чечеткин В. А. Два солдата

Стрелов А. Б. Курсанты стояли насмерть      

Московчук В. Е. Стажировка... в бою

Лепешков С. И. Друзья познаются в беде

Лепешков С. И., Чечеткин В. А. Морской батальон

Татаров А. С. Коммунисты, вперед!

Ободовский М. С. На позиции — курсанты

Попова Ж. Ф. С именем Ленина

Амосов И. С. Мы — ленинцы

Носачев И. С. Прощание с кораблем

Федорченко В. Г. Огонь по фашистским самолетам

 

3. ВОИНЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

 

Дедюлин В. И. Начсандив Косников

Чинченко И. И. Клятве верны

Дедюлин В. И. Люди с добрым сердцем        

Виксне А. А. Янис Коса, врач и борец

 

4. ВМЕСТЕ С АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

 

Савченко В. И. Третья сила обороны

Клява Л. М. В те грозные дни

Павлович А. А. Два долгих дня

Ковалишин И. П. Они погибали, но не сдавались

Клейн А. X. Столкновение

Керве Р. М. Тюльпаны, полные солнца

Янушка А. Е. Дайте мне задание

Яунзем П. Я. На последнем рубеже      

Чечеткин В. А. Биография подвига       

Грейгут Р. Я. Автограф на нотном листе

Калнинь В. В. Солнечные краски

Рудзит А. А. Традициям верны

 


 

Редакционная коллегия:

доктор исторических наук В. И. Савченко, А. А. Рудзит, В. А. Чечеткин, Ж. Ф. Попова, А. Е. Янушка

Составители:

Владимир Алексеевич Чечеткин, Аустра Адамовна Рудзит

Рецензенты:

Г. А. Аммон, доктор исторических наук, профессор;

В. И. Савченко, доктор исторических наук

Оформление — художника Вит. Ковалёва

 

Редактор: Н. Лебедева Художественный редактор: Э. Гаркевичс Технический редактор: В. Бралена Корректор: В. Ковалева