Главная » Библиотека » В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО... » КОММУНИСТЫ, ВПЕРЕД!

В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...

 

Страницы героической обороны Лиепаи

 

 

 

РИГА «АВОТС» 1986


Каждый слог оперативной сводки

Дышит мощью точного огня,

Лижет море перископ подлодки,

Гордое спокойствие храня.

Грозного похода якорь выбран,

Дым войны над Балтикой опять,

Бьют орудья главного калибра.

Пробил час. Врагу не сдобровать!

Юрий Инге

 

А. С. ТАТАРОВ,

политрук, заместитель командира по политчасти 1-й курсантской роты училища ПВО ВМФ в 1941 году

 

КОММУНИСТЫ, ВПЕРЕД!

 

В декабре 1940 года в Лиепае были созданы курсы командного состава для офицеров запаса Военно-Морского Флота. Преподавательский состав курсов был укомплектован хорошо подготовленными кадрами, имеющими большой опыт учебно-воспитательной работы.

Курсантский состав формировался из числа выпускников высших учебных заведений. Среди них оказались люди различных профессий: инженеры, педагоги, экономисты, агрономы. Это была очень грамотная молодежь, преимущественно коммунисты и комсомольцы. Многие их них прошли школу руководящей партийной и комсомольской работы в высших учебных заведениях, затем на предприятиях, стройках и в учреждениях.

На курсах была сильная партийная организация, насчитывающая в своих рядах свыше двухсот коммунистов. В январе сорок первого года меня избрали секретарем партийной организации.

Командно-преподавательский состав, партийная и комсомольская организации проводили большую работу по сплочению молодого воинского коллектива, формированию у курсантов высоких морально-боевых качеств. Страстными пропагандистами показали себя старший политрук А. Сурков, интендант 3-го ранга Г. А. Столяров, политрук Г. Кожухов и другие. Часто выступал перед личным составом училища начальник отдела политической пропаганды Лиепайской военно-морской базы полковой комиссар П. И. Поручиков. Интересно проходили встречи с секретарями городского комитета партии Микелисом Букой и Янисом Зарсом.

В мае 1941 года курсы преобразовали в училище противовоздушной обороны ВМФ.

В день вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз небольшую часть постоянного состава и курсантов перевели на новое место дислокации в Стрельну под Ленинградом1. В середине дня 22 июня 1941 года был срочно сформирован курсантский батальон, командиром которого стал начальник цикла общевойсковой подготовки полковник А. А. Томилов, заместителем по политической части назначен преподаватель социально- экономического цикла полковой комиссар А. В. Горожанкин.

Курсантский батальон вначале состоял из двух рот. 1-ю роту возглавил старший преподаватель капитан В. К. Шелков, заместителем по политической части был политрук А. С. Татаров, командир 2-й роты назначен старший преподаватель капитан В. А. Орлов, заместитель по политчасти — интендант 3-го ранга Г. А. Столяров. Несколько позже была сформирована 3-я рота под командованием начальника курса старшего лейтенанта В. Ф. Дмитриевского, заместителем по политчасти стал политрук Г. Кожухов. Эта рота до 24 июня находилась в резерве командования училища, затем ее направили для обороны рубежей в район восточного сектора.

Во главе взводов были поставлены капитан Эльперштейн, капитан-лейтенант А. И. Коптин, лейтенант В. П. Бондаренко. Отделениями командовали лучшие командиры учебных отделений: Чубенко, Васильев, Андросов, Чмиль, Полищук, Мусат и другие.

Первой заняла боевые позиции на отведенном участке обороны 1-я рота капитана В. К. Шелкова. Первоначально ей определили оборонительный рубеж, проходивший от нынешнего мемориала до железной дороги Лиепая—Рига. Когда же туда прибыла 2-я рота капитана В. А. Орлова, роту капитана В. К. Шелкова переместили на рубеж между железной дорогой, шоссе Лиепая—Гробиня и фортом. Командный пункт 1-й роты находился в полуразрушенном доте у шоссейной дороги, 2-й роты — в будке около железнодорожного переезда.

В ночь на 23 июня личный состав курсантских рот помимо уже имеющегося стрелкового оружия получили и противотанковые гранаты. Прямо в окопах командиры рот, взводов и отделений обучали курсантов применению «карманной артиллерии» в борьбе с танками. А на рассвете 23 июня противник обрушил на позиции курсантов, особенно в районе Гробиньского шоссе и железной дороги, мощный огневой удар с массированным применением авиации, артиллерии, минометов и огнеметов. Враг рассчитывал с ходу прорвать линию нашей обороны и захватить город. Курсантские подразделения при поддержке стационарных береговых и зенитных батарей отбили яростный натиск фашистов и даже заставили их отступить.

В первом, но тяжелом бою, где дело доходило до рукопашных схваток, курсанты и их командиры проявили бесстрашие и героизм. В лощине между шоссе и фортом осталось много трупов гитлеровских солдат и офицеров. Но и мы понесли немалые потери. Смертью героев пали командир отделения М. Полищук и многие другие. После боя в районе командного пункта 1-й роты состоялось краткое совещание партийно-комсомольского актива. Почтили память погибших товарищей, отметили отличившихся в бою комсорга роты Васильева, командиров отделений Чубенко, Андреева, Чмиля и других, дали клятву защищать Лиепаю до последнего патрона.

— Спасибо вам, дорогие друзья, за смелость, отвагу и героизм, проявленные в бою с фашистами под стенами дорогой нам Лиепаи. Смерть немецко-фашистским захватчикам! Мы победим!

Эти слова, с которыми обратился к присутствующим командир батальона полковник А. А. Томилов, проявивший личную отвагу, все восприняли с особым подъемом. После совещания вышел первый боевой листок, посвященный героизму курсантов. Он передавался из окопа в окоп.

23 и 24 июня в распоряжение командира курсантского батальона прибыли рабочие судоремонтного завода, молодежный отряд во главе с Имантсом Судмалисом и моряки-подводники. Они заняли рубеж вдоль канала между шоссе и фортом. 24 июня силами, курсантского батальона, рабочего отряда, моряков-подводников и армейских подразделений была предпринята яростная контратака на позиции противника. Она оказалась настолько стремительной и дерзкой, что фашисты обратились в бегство и были отброшены до самого Гробиньского леса, то есть до своих исходных рубежей. Успех операции вселил дух бодрости в ряды защитников города.

К вечеру фашисты пошли в наступление на позиции восточного сектора, опять же в районе Гробиньского шоссе, но снова их атака захлебнулась. В этот день батальон понес тяжелые потери. Во время налета вражеской авиации, возле командного пункта смертельное ранение получил капитан В. К. Шелков. Я находился рядом, предпринял все меры по оказанию первой помощи, но ничто не могло спасти ему жизнь. Его партийный билет и дарственные именные часы я сохранил и после войны передал семье. В лице В. К. Шелкова курсанты и защитники Лиепаи потеряли блестящего командира, смелого и отважного бойца.

Чуть позже в тяжелом бою был ранен полковой комиссар А. В. Горожанкин. Помню, взвалив его на себя, я перенес полкового комиссара через железную дорогу, которая непрерывно простреливалась артиллерией, минометами и огнеметами. На пути нам встретился батальонный комиссар Хенвен. По его распоряжению комиссара доставили в военно-морской госпиталь, затем направили на санитарное судно для дальнейшей эвакуации в тыл2.

Полкового комиссара я хорошо знал по совместной работе. Это был прекрасный историк, хороший лектор и отзывчивый человек. Своими советами он помогал мне не только в преподавательской работе, но и в руководстве партийной организацией. До перевода в Лиепаю полковой комиссар А. В. Горожанкин работал начальником цикла истории партии в Военно-морском политическом училище в Ленинграде.

Примерно в это же время был вынужден покинуть поле боя заместитель командира 2-й роты по политической части интендант 3-го ранга Столяров. Страдая болезнью глаз, он окончательно потерял зрение, прибыв на боевой рубеж. Мы доставили его в военно-морской госпиталь. По всей вероятности, его постигла та же участь, что и А. В. Горожанкина.

Таким образом, 24 июня я остался единственным в батальоне политработником. Командование 1-й роты было передано молодому лейтенанту Бондаренко.

В ночь на 25 июня обстановка на участке обороны еще больше осложнилась. Пользуясь преимуществом в численности и вооружении, фашисты усилили массированную огневую обработку наших позиций. Особенно упорный характер носили бои на рубеже между шоссе и фортом. Здесь сражались моряки-подводники, а вторую линию обороны занял комсомольский отряд И. Судмалиса.

Получив приказ о выходе из блокированного города утром 27 июня мы атаковали фашистов в районе Гробиньского шоссе. Гитлеровцы оказывали сильное сопротивление. Курсантам удалось продвинуться лишь на несколько сот метров. В тяжелом бою погибли многие курсанты и моряки-подводники, сражавшиеся вместе с нами. Тяжелое ранение получил полковник А. А. Томилов, которого увезли с поля боя на легковой машине (по некоторым сведениям, он погиб в пути следования в госпиталь).

Мы возвратились на прежний рубеж обороны. Между тем обстановка сложилась чрезвычайно сложная и напряженная. В первой половине дня фашисты ограничились артиллерийским и минометным обстрелом, а к вечеру возобновили атаки. Мы не успевали перебрасывать людей с одного участка на другой. Не хватало патронов и гранат. Положение становилось критическим. Попытки получить подкрепление и боезапасы не увенчались успехом. Основные силы защитников к этому времени вышли на прорыв.

Противник предпринимал одну за другой атаки на участке шоссе. Было принято решение усилить этот участок за счет левого фланга и перейти к активным действиям справа и слева от шоссейной дороги. Только этим тактическим приемом удалось сдержать врага до наступления ночи. Около часа ночи в соответствии с ранее полученным приказом было решено снять бойцов с позиций и выходить из окружения. Во время совещания на командном пункте батальона появились два майора-пограничника. Один из них — командир 12-го погранотряда Якушев. Как старшему по воинскому званию, ему предложили принять командование. Майор Черников3 сказал: «Вы здесь старший командир, это ваши люди, которыми вы должны командовать, а мы вам поможем...»

К середине дня 28 июня уже далеко от Лиепаи нам удалось соединиться с разрозненными группами наших войск. Вместе с ними вошли в Кулдигу. Здесь собрались краснофлотцы, курсанты и командиры из училища и различных частей военно-морской базы, которые участвовали в прорыве из окружения утром 27 июня, Тут встретился я и с преподавателем цикла тактики и связи училища капитан-лейтенантом Р. А. Бронштейном.

В Тукумс добрались пешим строем. С помощью работников железнодорожной станции сформировали небольшой состав (паровоз и две открытые платформы), на котором разместились наш отряд и большая группа партийных, советских и комсомольских работников. Утром 29 июня подъехали к Риге, но были встречены пулеметным огнем айзсаргов. Их мы разгромили с помощью рабочих города. Даугаву форсировали в районе лесопильного завода на шлюпках и вплавь, вышли на Псковское шоссе.

Через несколько дней догнали части 8-й армии, соединились с ними. В первой половике июля часть курсантов прибыла в училище, которое находилось уже в Стрельне под Ленинградом. В числе пробившихся из окружения были капитан-лейтенант Р. А. Бронштейн, капитан В. А. Орлов и автор этих воспоминаний.

Впереди ждали новые сражения с немецко-фашистскими захватчиками4.

 

1 По воспоминаниям В. А. Орлова, к новому месту дислокации училища было отправлено на автомашинах наиболее ценное оборудование и учебные пособия.

2 А. В. Горожанкин погиб на пароходе «Виениба», потопленном фашистскими самолетами.

3 Майор Черников погиб еще 24 июня в районе Бернаты.

4 После окончания Великой Отечественной войны А. С. Татаров, которому впоследствии присвоено звание капитана 1-го ранга, продолжал службу в Военно-Морском Флоте, занимая ответственные должности в политорганах. Награжден многими боевыми орденами и медалями. Умер в Ленинграде в 1981 году.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Горшков С. Г. Предисловие

Кузнецов Н. Г. Накануне

Бои за Лиепаю

Смирнов С. С. Не померкнет никогда

 

1. ГРУДЬЮ ПРЕГРАДИЛИ ПУТЬ ВРАГУ

 

Якушев В. И. Заставы подняты по тревоге

Попова Ж. Ф. Чтобы Родина цвела       

Попова Ж. Ф. В небе Лиепаи        

Орлов А. И. Полк принимает бой

Чудновский С. Я. Под шквалом огня

Железцов В. А. Стояли насмерть

Беджанян О. Д. Снайперские выстрелы

Шевченко М. П. До последнего снаряда        

Решетников И. П. Первый бой

Архаров В. В. Артиллеристы, точней прицел!      

Клейн. А. X. На выручку

Попова Ж. Ф. Я — сын трудового народа     

Иванов О. Д., Чечеткин В. А. Комендант укрепрайона

Рябикин В. П. Тайна Зиргусилса

Дедаев Ю. Н. Слово о моем отце

Попова Ж. Ф. Поиск завершен

 

2. МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ

 

Шарандак В. И. В бой вступают моряки-пограничники

Савченко В. И. Человек трудной судьбы       

Попова Ж. Ф. Полковой комиссар Поручиков

Тимашков Ф. К. Первые залпы войны

Попова Ж. Ф. Последний бой       

Ермилов С. К. Авиаторы флота наносят бомбовые удары

Гуськов В. А. Так начиналась война

Грищенко П. Д. Войной проверены рули      

Карповский Н. С., Чечеткин В. А. Два солдата

Стрелов А. Б. Курсанты стояли насмерть      

Московчук В. Е. Стажировка... в бою

Лепешков С. И. Друзья познаются в беде

Лепешков С. И., Чечеткин В. А. Морской батальон

Татаров А. С. Коммунисты, вперед!

Ободовский М. С. На позиции — курсанты

Попова Ж. Ф. С именем Ленина

Амосов И. С. Мы — ленинцы

Носачев И. С. Прощание с кораблем

Федорченко В. Г. Огонь по фашистским самолетам

 

3. ВОИНЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

 

Дедюлин В. И. Начсандив Косников

Чинченко И. И. Клятве верны

Дедюлин В. И. Люди с добрым сердцем        

Виксне А. А. Янис Коса, врач и борец

 

4. ВМЕСТЕ С АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

 

Савченко В. И. Третья сила обороны

Клява Л. М. В те грозные дни

Павлович А. А. Два долгих дня

Ковалишин И. П. Они погибали, но не сдавались

Клейн А. X. Столкновение

Керве Р. М. Тюльпаны, полные солнца

Янушка А. Е. Дайте мне задание

Яунзем П. Я. На последнем рубеже      

Чечеткин В. А. Биография подвига       

Грейгут Р. Я. Автограф на нотном листе

Калнинь В. В. Солнечные краски

Рудзит А. А. Традициям верны

 


 

Редакционная коллегия:

доктор исторических наук В. И. Савченко, А. А. Рудзит, В. А. Чечеткин, Ж. Ф. Попова, А. Е. Янушка

Составители:

Владимир Алексеевич Чечеткин, Аустра Адамовна Рудзит

Рецензенты:

Г. А. Аммон, доктор исторических наук, профессор;

В. И. Савченко, доктор исторических наук

Оформление — художника Вит. Ковалёва

 

Редактор: Н. Лебедева Художественный редактор: Э. Гаркевичс Технический редактор: В. Бралена Корректор: В. Ковалева