Главная » Библиотека » В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО... » ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОИНА...

В ИЮНЕ СОРОК ПЕРВОГО...

 

Страницы героической обороны Лиепаи

 

 

 

РИГА «АВОТС» 1986


Каждый слог оперативной сводки

Дышит мощью точного огня,

Лижет море перископ подлодки,

Гордое спокойствие храня.

Грозного похода якорь выбран,

Дым войны над Балтикой опять,

Бьют орудья главного калибра.

Пробил час. Врагу не сдобровать!

Юрий Инге

 

 

Б. А. ГУСЬКОВ,

старшина, мастер по вооружению 43-й отдельной авиаэскадрильи

 

ТАК НАЧИНАЛАСЬ ВОИНА...

 

Встреча была неожиданной и радостной. В 1940 году после (окончания школы младших авиаспециалистов мне и И. М. Апрелеву как отличникам было предоставлено право выбора места прохождения дальнейшей службы в морской авиации. Мы изъявили желание служить в 43-й отдельной авиаэскадрилье гидросамолетов. Эскадрилья базировалась в это время в Лиепае. Прибыв к месту службы, встретил здесь своего земляка Михаила Талалаева. Вместе мы учились в школе № 9 города Коломна. Он был старше меня. Я знал, что Михаил Талалаев окончил школу пилотов, летает на гидросамолете. И вот судьба свела нас. Всю войну мы прошли вместе, провоевав на Балтийском и Черном морях.

В эскадрилье было около двадцати самолетов типа МБР-2 (морской ближний разведчик). МБР-2 имел один мотор, развивал крейсерскую скорость — сто шестьдесят километров в час. Экипаж состоял из летчика, штурмана и стрелка-радиста. На вооружении у штурмана и стрелка-радиста пулеметы «ШКАС» (калибр 7,62 мм; скорострельность до двух тысяч выстрелов в минуту). Под плоскостями держатели, которые несли бомбовую нагрузку до 600 кг. Эти самолеты обслуживали авиаспециалисты — техники, механики, оружейники, прибористы, электрики.

На летний период сорок первого года эскадрилья перебазировалась на озеро Дурбес — глубоководное, тихое, очень удобное для гидросамолетов. Дни были заполнены напряженной учебой, полетами, выполнением заданий по разведке Балтийского моря. Это было большой нагрузкой как для летного, так и для технического состава эскадрильи.

Время было беспокойное. Примерно в течение месяца до на-чала войны не проходило дня без нарушений наших границ — на море, на суше и в воздухе.

Вечером 21 июня 1941 года я был назначен дежурным по эскадрилье (воинское звание у меня было младший сержант, должность — мастер по вооружению). Инструктаж проводил командир эскадрильи капитан Вахтерман. Обычно с 24.00 до 5—6 часов утра дежурные по эскадрилье могли отдыхать. На этот раз капитан Вахтерман приказал ночью бдительно нести службу.

На рассвете я стоял с дневальным у наружной двери жилого, помещения. Мы заметили девять самолетов, которые шли в направлении Лиепаи, затем зенитные разрывы вокруг самолетов. Помня инструктаж командира эскадрильи капитана Вахтермана, приказал дневальному находиться у сирены (для дачи сигнала тревоги), сам мгновенно разбудил капитана и доложил о замеченном, предположив, что это фашистские самолеты. Он посмотрел в указанную мною сторону и произнес только одно слово: «Тревога!».

По сигналу сирены эскадрилья была поднята. Экипажи самолетов, приняв боекомплект для пулеметов, оружейники, подвесив бомбы под плоскости самолетов, рассредоточились на озере. Я находился рядом с капитаном Вахтерманом. На неоднократные попытки связаться по телефону с Лиепаей никто не отвечал. Па всей вероятности, связь была повреждена. Тогда командир эскадрильи принимает единственное правильное решение: садится в самолет и вылетает для выяснения обстановки в Лиепаю. Все самолеты эскадрильи были подготовлены к боевому вылету. В это же время со стороны моря на озеро опустилась утренняя дымка, и наш аэродром был прикрыт белесой пеленой.

Вскоре дымка рассеялась. Не прошло и часа, как самолет МБР-2 с капитаном Вахтерманом вернулся, и нам стало известно, что гитлеровцы бомбили военный городок, аэродром с базировавшейся на нем истребительной авиацией.

Война!

Это слово вмиг преобразило весь личный состав гидроэскадрильи. Над широкой гладью озера ревели двигатели летающих, лодок. Звено за звеном разбегались по озеру и уходили на бомбежку приближавшихся к Руцаве вражеских танков, пехоты. Командир эскадрильи капитан И. Я. Вахтерман находился на пирсе. Был он, как и пилоты, молод, быстр в движениях. Молча козырял, отвечая на приветствия.

По свидетельству авторов книги «Крепость без фортов» А. Лося и Р. Белевитнева, летчики нашей 43-й отдельной авиаэскадрильи в первый день войны сделали около десяти вылетов. Я могу сказать, что в то время нам было не до подсчета вылетов. Мы, оружейники, подвешивали бомбы, ввертывали взрыватели, до заряжали пулеметы патронами, одновременно техники заправляли баки самолетов бензином, и по готовности самолеты взлетали и шли к границе. Каждый делал быстро и четко свое дело. Два дня подряд на самолетах МБР-2, не приспособленных к пикированию по наземным целям, наши морские летчики непрерывно бомбили и штурмовали германские войска, которые, несмотря на героизм и мужество пограничников, рвались к Лиепае. Все были возбуждены, зная, что мы на самом переднем крае обороны Родины, что в эти часы за нами вся страна, вся армия и флот поднимаются по тревоге и мы должны сделать все, чтобы сдержать врага, принимая первый удар на себя.

Летчики бомбили и штурмовали механизированные колонны противника. Технический состав, эти боевые друзья летчиков: техники, мотористы, оружейники — своим самоотверженным трудом обеспечивали боевые вылеты. В это время каждый самолет в строю расценивался, образно говоря, чуть ли не на вес золота. Все повреждения, неисправности устранялись в кратчайшее время.

Припоминаю полеты командира летающей лодки лейтенанта В. П. Арефина. Вот натужно урча двигателями, морской ближний разведчик осторожно подошел к дощатому пирсу, и лейтенант Арефин выключил зажигание. По сырому пирсу спешили механики и оружейники, везли тележку с боеприпасами для пулеметов. Кто-то спросил, как слетали. Лейтенант только кивнул в сторону стрелка-радиста: «Быстрее сюда санинструктора, кажется Жорку нашего зацепило...». Больше двадцати пробоин насчитали в летающей лодке. Стрелку-радисту Г. Сухову перевязали раненую ногу. После быстрого ремонта, взяв боекомплект, подвесив бомбы, они снопа улетели па штурмовку вражеских войск...

Точные и ощутимые удары по врагу под Руцавой наносил на летающей лодке лейтенант В. П. Арефин. Немалый урон он нанес противнику, сев за штурвал ИЛ-2 — «летающего танка», защищая Севастополь. Погиб лейтенант В. П. Арефин в 1943 году под Темрюком.

Перебазировавшись на Кишэзерс в районе Риги, наша эскадрилья еще четыре дня участвовала в боях. Вылетали в район Лиепаи, Рижского залива.

26 июня 1941 года 15 летающих лодок во главе с командиром эскадрильи капитаном И. Я. Вахтерманом вылетела на штурмовку колонны противника на дороге, идущей вдоль побережья Балтийского моря на Лиепаю. Подошли к цели на высоте 1200 метров, сбросили бомбы, а потом, спустившись до 400 метров, из пулеметов стали обстреливать скопления гитлеровцев. На этот раз было уничтожено больше двадцати автомашин, два танка, автоцистерна с горючим, подожжены и повреждены еще десятка полтора вражеских машин. Но враг приближался к Риге. Эскадрилья перебазировалась на новое место. Потери на войне неизбежны. Но нелепой смертью командира гидроэскадрильи мы все были глубоко опечалены.

С первых минут войны капитан И. Я. Вахтерман умело руководил действиями летного и технического состава. Этот смелый отважный командир, водивший морских летчиков на бомбежку и штурмовку вражеских войск в районе Паланги и Руцавы, Рижского залива, погиб трагически, нелепо на территории Эстонии, куда перебазировалась эскадрилья, выбирая новое место для самолетов на одном из озер.

Не все из тех, кто начал войну в небе Лиепаи, дожили до светлого дня победы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Горшков С. Г. Предисловие

Кузнецов Н. Г. Накануне

Бои за Лиепаю

Смирнов С. С. Не померкнет никогда

 

1. ГРУДЬЮ ПРЕГРАДИЛИ ПУТЬ ВРАГУ

 

Якушев В. И. Заставы подняты по тревоге

Попова Ж. Ф. Чтобы Родина цвела       

Попова Ж. Ф. В небе Лиепаи        

Орлов А. И. Полк принимает бой

Чудновский С. Я. Под шквалом огня

Железцов В. А. Стояли насмерть

Беджанян О. Д. Снайперские выстрелы

Шевченко М. П. До последнего снаряда        

Решетников И. П. Первый бой

Архаров В. В. Артиллеристы, точней прицел!      

Клейн. А. X. На выручку

Попова Ж. Ф. Я — сын трудового народа     

Иванов О. Д., Чечеткин В. А. Комендант укрепрайона

Рябикин В. П. Тайна Зиргусилса

Дедаев Ю. Н. Слово о моем отце

Попова Ж. Ф. Поиск завершен

 

2. МОРСКАЯ ДОБЛЕСТЬ

 

Шарандак В. И. В бой вступают моряки-пограничники

Савченко В. И. Человек трудной судьбы       

Попова Ж. Ф. Полковой комиссар Поручиков

Тимашков Ф. К. Первые залпы войны

Попова Ж. Ф. Последний бой       

Ермилов С. К. Авиаторы флота наносят бомбовые удары

Гуськов В. А. Так начиналась война

Грищенко П. Д. Войной проверены рули      

Карповский Н. С., Чечеткин В. А. Два солдата

Стрелов А. Б. Курсанты стояли насмерть      

Московчук В. Е. Стажировка... в бою

Лепешков С. И. Друзья познаются в беде

Лепешков С. И., Чечеткин В. А. Морской батальон

Татаров А. С. Коммунисты, вперед!

Ободовский М. С. На позиции — курсанты

Попова Ж. Ф. С именем Ленина

Амосов И. С. Мы — ленинцы

Носачев И. С. Прощание с кораблем

Федорченко В. Г. Огонь по фашистским самолетам

 

3. ВОИНЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

 

Дедюлин В. И. Начсандив Косников

Чинченко И. И. Клятве верны

Дедюлин В. И. Люди с добрым сердцем        

Виксне А. А. Янис Коса, врач и борец

 

4. ВМЕСТЕ С АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

 

Савченко В. И. Третья сила обороны

Клява Л. М. В те грозные дни

Павлович А. А. Два долгих дня

Ковалишин И. П. Они погибали, но не сдавались

Клейн А. X. Столкновение

Керве Р. М. Тюльпаны, полные солнца

Янушка А. Е. Дайте мне задание

Яунзем П. Я. На последнем рубеже      

Чечеткин В. А. Биография подвига       

Грейгут Р. Я. Автограф на нотном листе

Калнинь В. В. Солнечные краски

Рудзит А. А. Традициям верны

 


 

Редакционная коллегия:

доктор исторических наук В. И. Савченко, А. А. Рудзит, В. А. Чечеткин, Ж. Ф. Попова, А. Е. Янушка

Составители:

Владимир Алексеевич Чечеткин, Аустра Адамовна Рудзит

Рецензенты:

Г. А. Аммон, доктор исторических наук, профессор;

В. И. Савченко, доктор исторических наук

Оформление — художника Вит. Ковалёва

 

Редактор: Н. Лебедева Художественный редактор: Э. Гаркевичс Технический редактор: В. Бралена Корректор: В. Ковалева